25 декабря

СТАТЬЯ О МАХУ

%d0%bf%d0%b5%d0%b4. %d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80. %d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba5

Московское академическое художественное училище (МАХУ)— одно из старейших учебных заведений Москвы. В настоящее время в нем ведется обучение по специальностям: «Дизайн», «Живопись», «Реставрация», «Скульптура». Отличительной особенностью МАХУ является наличие дополнительной квалификации: «Художник-живописец,преподаватель». В этой связи важен междисциплинарный подход к преподаванию таких дисциплин, как «Русский язык», «Литература», «Психология общения», «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин». В этом отношении показательны такие направления научно-исследовательской работысотрудников Училища: «Библиотека как культурно-образовательная среда» (П.А. Егоров, канд. филол. н., заведующий библиотекой МАХУ) и «Русская словесность как культурно-образовательная среда» (В.Н. Руднев, канд. пед.н., доц., преподаватель МАХУ).

Сегодня педагоги и психологи рассматривают различные аспекты функционирования воспитательной и образовательной среды школы: коммуникативная среда, информационная среда, инновационная среда… При этом культурно-образовательная среда как фактор духовно-нравственного воспитания личности учащегося редко учитывается.Педагогическая суть культурно-образовательной среды по отношению к личности заключается в том, чтопосредством ее происходит всестороннее формирование человека, в том числе, и егомировоззренческих, профессиональных установок.

Слово «словесность» в русском языке имеет три значения: во-первых, словесное творчество, совокупность литературно-художественных произведений; во-вторых, изящная словесность (художественная литература); в-третьих, литературная деятельность1. Обычно преподавание литературы строится по схеме: биография писателя, основные произведений, обзор главных тем и мотивов творчества. При этом теряется духовная составляющая словесности.Как писал Ф.М. Достоевский, «под просвещениемяразумею<...> свет духовный, озаряющий душу, просвещающий сердце, направляющий ум и указывающий ему дорогу жизни».Словесность существует только во взаимодействии с человеком.Эта аксиома подтверждается тем фактом, что нечитающих людей в нашей стране 30-40%. Следовательно, теряется интерес к классической литературе, ее основополагающим текстам: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Обломов» И.А. Гончарова, «Война и мир» Л.Н. Толстого...Духовность – культура –личность –эта триада должна стать основоймеждисциплинарного подхода к преподаванию таких дисциплин, как «Русский язык», «Литература», «Психология общения», «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»»2.

1 Словарь языка Пушкина в 4-х тт. Т.4. М., 2000. С. 196.

2Руднев В.Н.Проблемы формирования духовно-нравственной ориентации молодежи в философии образования России второй половины XIX века. Монография.М., 2002. С. 15-25.