11 декабря

Аудирование монологической речи

В Тамбовском государственном университете издано учебное пособие "АУДИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ" (Л.В. Архипова, Н.М. Немцова. АУДИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.Учебное пособиепо развитию навыков аудирования и говорения для иностранцев, изучающих русский язык. Тамбов, 2016). 

Пособие может использоваться на уроках РКИ при обучении аудированию. Цель пособия – развитие навыков аудирования и устной речи на материале различных по тематике аудиотекстов.

Книга содержит учебные описательные и адаптированные фабульные аудиотексты: рассказы, притчи, сказки, – которые сопровождаются предтекстовыми, притекстовыми и послетекстовыми заданиями. Система упражнений способствует легкому восприятию аудиотекстов, снятию фонетических, лексико-грамматических трудностей, проверке понимания услышанного, а также развитию устной речи и преодолению языкового барьера.

Пособие адресовано иностранным учащимся начального и среднего этапов обучения.

Настоящее учебное пособие адресовано иностранным учащимся начального и среднего этапов обучения. Основная задача пособия – формирование и развитие навыков аудирования и говорения на примере учебных описательных и адаптированных фабульных текстов. Развитие аудитивных умений у иностранных учащихся необходимо для восприятия и понимания звучащей русской речи как во время учебного процесса, так и в их повседневной жизни. Выступая в учебном процессе в качестве средства обучения, аудирование помимо своей основной, собственно коммуникативной роли выполняет множество вспомогательных педагогических действий. Оно стимулирует речевую деятельность студентов, обеспечивает управление процессом обучения, используется для знакомства студентов с новым языковым, речевым материалом, выступает как средство формирования навыков и умений во всех видах речевой деятельности, помогает поддерживать достигнутый уровень владения речью,дает стимул для самостоятельной работы над языком. Достижение студентами высокого уровня умения понимать устную речь предполагает регулярную целенаправленную работу преподавателя по обучению аудированию.

Аудитивные материалы предлагаемого учебного пособия составляют две его части: 1) упражнения к аудиотекстам; 2) аудиотексты.

Первая часть адресована студентам и предполагает детальную работу над лексико-грамматическим материалом исходного аудиотекста и содержит различные по объему и степени сложности предтекстовые, притекстовые и послетекстовыми задания. Целью предтекстовых заданиий ставится введение в тему аудиотекста, снятие лексико-грамматических трудностей, развитие слуховой памяти и языковой догадки, предметного понимания аудитивного текста. Предтекстовые задания должны помочь учащимся выработать умения, необходимые для извлечения информации. Это – понимание лексического значения слов и словосочетаний, умение определять контекстуальное значение языковых единиц, соотносить значение слова с темой, узнавать грамматическую форму слов в предложении, понимать общее значение синтаксических конструкций и т.д.

Многие из предтекстовых упражнений включают следующие группы заданий: 1) задания, помогающие отработать произношение отдельных слов и словосочетаний, развить механизм внутреннего проговаривания и фонематический и интонационный слух, а также механизм сегментации речевой цепи и оперативной памяти, формировать умение узнавать слова на слух; 2) задания, способствующие развитию языковой догадки и механизма вероятного прогнозирования; 3) задания, направленные на развитие механизма осмысливания на примере различных синтаксических конструкций, взятых из предлагаемого для прослушивания текста. Притекстовые задания направлены на активизацию процесса слушания, когда учащимся дается коммуникативная установка. Они носят прогностический характер. Послетекстовые речевые упражнения построены строго на материале текста. Они направлены на развитие навыков логического понимания услышанного. Данные упражнения включают задания на контроль понимания прослушанного текста, на воспроизведение текста по ключевым словам и готовят студентов к воспроизведению текстового материала в виде различных монологических высказываний, а также к беседе по теме текста и проблемам, затронутым автором в нем. Их выполнение позволяет преподавателю проверить, насколько полно, точно и глубоко учащиеся поняли как содержание текста, так и авторский замысел. Заключительным этапом работы над аудиотекстом является воспроизведение его содержания или отдельной части (устно или письменно).

Вторая часть пособия адресована преподавателям, она содержит 50 аудиотекстов. Учитывая тот фактор, что успех обучения зависит от системности (в широком смысле этого слова), мы пытались соблюсти этот принцип и представляем серию усложняющихся от урока к уроку аудиотекстов, которые включают рассказы, притчи, сказки. Первые учебные тексты для прослушивания небольшие по объему, включают знакомый учащимся языковой материал, отличаются простыми синтаксическими конструкциями, а также доступностью и простотой содержания. Они позволяют закрепить изученную на уроке лексику и развивают навык слушания у студентов. Объем последующих аудиотекстов возрастает, и задания к ним усложняются. Работа над каждым текстом представляет собой законченный фрагмент учебного процесса. Предполагается, что текст прослушивается на занятии два раза.

Для проверки понимания содержания услышанного используются не только вопросы, но и тестовые задания. Наглядные материалы к отдельным текстам должны способствовать глубокому пониманию их содержания и активному участию студентов в беседе.

Как известно, при работе с аудиотекстами возникают трудности, связанные не только с восприятием содержания текста, но и с восприятием его языковой стороны. Поэтому упражнения, представленные в пособии, четко разделяются на коммуникативные (речевые) и подготовительные (языковые). Для преодоления языковых трудностей нами предлагается система упражнений над изолированным материалом, которая включает большое количество однотипных заданий с целью выработки твердого навыка опознания того или иного языкового явления. Материал, включенный в первую часть пособия, ориентирован на то, чтобы, во-первых, облегчить учащимся восприятие предлагаемого аудиотекста, и, во-вторых, активизировать беседу по его содержанию. Восприятие монологической речи требует, прежде всего, хорошо развитой слуховой памяти, механизма прогнозирования, развитого логического мышления, что также учитывалось нами при составлении заданий.

Работа по первой части в самом ее начале выполняется учащимися под руководством преподавателя, но в дальнейшем отдельные виды заданий студенты могут выполнять самостоятельно. Семантизация новых слов и выражений дается разными способами: описательным толкованием, определением значения слов по их элементам с последующим уточнением их значений по словарю, толкованием значений с помощью синонимов (антонимов) или близких по смыслу слов, словосочетаний и предложений, самостоятельным переводом слов по словарю. Многие тексты содержат устойчивые содержания и выражения, дающие возможность проследить их функционирование в живой разговорной речи. Лексика, не влияющая на понимание основной идеи текста, включена нами в задания урока и дается после проверки понимания текста.

Следует обратить особое внимание на то, что приводимая в заданиях транскрипция ко многим первым аудиотекстам нами сознательно упрощена, поскольку материалы пособия рассчитаны на широкую аудиторию.

Чтобы переключить внимание студентов на текст и вся работа по прослушиванию прошла результативно, предполагается вначале провести с учащимися небольшую беседу или сделать короткое сообщение по теме аудиотекста. В процессе введения в тему можно использовать средства изобразительной наглядности.

Пособие может быть использовано с учащимися разных профилей обучения, чтобы развивать умения, связанные с устной речью.