Обучение чтению художественной литературы на уроках русского языка

Сроки обучения:

15.04.2019-17.05.2019 (подача заявок до 01.04.2019)

07.10.2019-08.11.2019 (подача заявок до 27.09.2019)

Программа повышения квалификации «Обучение чтению художественной литературы на уроках русского языка» рассчитана на 54 ак.ч. и предназначена для учителей русского языка как родного и неродного в школах России; учителей русских школ за рубежом (обучение детей-билингвов), а также преподавателей русского языка как иностранного в России и зарубежных странах.  

Программа реализуется в рамках комплексного проекта «Обеспечение позиционирования России, русского языка и образования на русском на мировом уровне (в соответствии с государственными приоритетами в области международной образовательной политики)»

Организатор: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина.  

Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций российских и зарубежных преподавателей русского языка: усвоение знаний и формирование умений, необходимых для данного вида профессиональной деятельности, а именно: обучения чтению художественной литературы на уроках русского языка.

Основные модули и темы программы:

Модуль 1 «О тексте» (филологический)

Тема 1.1.  Художественный текст как материал обучения чтению художественной литературы. Специфика проявления в художественном тексте общетекстовых категорий.

Тема 1.2. Образность как специфическая категория художественного текста. Отражение национальной культуры в художественном тексте.  Художественный дискурс.

Модуль 2 «О чтении» (психологический)

Тема 2.1. Понимание как важнейшая компетенция владения языком.   Чтение как смысловое восприятие (понимание) текста.

Уровневый характер чтения.

Тема 2.2. Когнитивные стратегии смыслового восприятия (понимания) текста.

Тема 2.3. Специфика восприятия художественного текста.  Эстетический аспект читательской деятельности.

Модуль 3 «О методике» (методический)

Тема 3.1. Основная цель и учебные задачи практического языкового курса. Интерактивные технологии обучения чтению.

Тема 3.2. Тексты, используемые в практическом языковом курсе. Принципы отбора художественных текстов для использования в языковом учебном процессе.

Тема 3.3. Этапы аудиторной работы над художественным текстом. Предтекстовая работа.

Тема 3.4. Этапы аудиторной работы над художественным текстом. Притекстовая работа.

Тема 3.5. Этапы аудиторной работы над художественным текстом. Послетекстовая работа. Мастер-класс «Урок по обучению пониманию художественной литературы»

После прохождения каждого модуля слушателям предлагается выполнить тест (текущая аттестация).

Программа завершается прохождением итогового текста и выполнением итоговой работы (созданием методической разработки художественного текста для урока русского языка в конкретных учебных условиях).

По результатам обучения и успешного выполнения итоговой работы слушателям вручается документ установленного образца: Удостоверение о повышении квалификации в объёме 54 часов.

Об авторе

Наталья Владимировна Кулибина, доктор педагогических наук, профессор. Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Работает в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина. Руководитель научно-методического отдела Управления инновационных проектов и непрерывного образования. Руководитель Русского центра фонда «Русский мир». Специалист в области преподавания русского языка как иностранного. Педагогический стаж в области повышения квалификации российских и зарубежных  преподавателей русского языка как иностранного свыше 40 лет. Читает лекции и проводит мастер-классы по обучению пониманию при чтении на уроках РКИ, методике использования текста на языковых учебных занятиях, филологическому анализу художественного текста, а также вопросам организации повышения квалификации российских и зарубежных преподавателей-русистов. Автор более 150 публикаций (монографий, учебных и методических пособий, научных статей, докладов и др.). Участник многочисленных международных конференций, в том числе конгрессов МАПРЯЛ. Научный руководитель и один из авторов дистанционных курсов (МООК) повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности «Русский язык как иностранный и методика его преподавания». В разные годы вела педагогическую деятельность в Венгрии, Вьетнаме, Германии, Дании, Италии, Казахстане, Китае, Латвии, Литве, Республике Корея, Сирии, Чехии, Франции, Финляндии, Эстонии и других странах.

Tags:

Course options