Открылся II Московский международный салон образования

15 апреля открылся II Московский международный салон образования, цель которого – инициировать в общественной и профессиональной среде дискуссию о ключевых векторах развития отечественного образования. Значительное место в программе Салона занимали мероприятия по продвижению русского языка.

В официальном открытии Салона приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, заместитель министра культуры Григорий Ивлев.

«Салон становится очень важной точкой развития системы образования в нашей стране, – сказала Ольга Голодец. –  И он важен не только тем, что здесь встречаются разные отрасли, разные участники процесса, которые так или иначе влияют на систему образования. Здесь фактически рождаются новые идеи. Сегодня то, что происходит на Салоне – это действительно новое в архитектуре образования».Вице-премьер побывала на площадке Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина «Адрес, где живет русский язык», где была размещена зона тестирования на знание русского языка и культуры речи для всех желающих. Ректор Института Маргарита Русецкая рассказала о развитии портала «Образование на русском», который был создан в рамках инициативы Совета по русскому языку при Правительстве РФ под председательством О.Ю. Голодец. 

Состоялось подписание протокола о намерениях по вопросам мультиязычия в образовательном пространстве между Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина, Институтом языкознания РАН, ЮНЕСКО и Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия). Итогом сотрудничества должна стать выработка рекомендаций по реализации языковой политики в России и странах СНГ.

Обсуждение проблемы повышения качества образования в контексте многонациональной страны было продолжено на панельной дискуссии «Мультиязычие в образовательном пространстве России».

Руководитель рабочей группы ЮНЕСКО по сохранению языков и их развитию в кибер-пространстве Евгений Кузьмин считает, что для сохранения национальных языков необходимо их активно использовать в системе образования, в том числе дистанционного.  Что касается русского языка, то, по мнению Евгения Кузьмина, он не только не ухудшает свои позиции за рубежом в силу геополитических, экономических проблем, но и теряет свои лучшие качества на территории России. Причины – снижение качества преподавания, понижение уровня грамотности языка СМИ, широкое и не всегда оправданное использование заимствованной лексики, уменьшение доли читающей публики.

На снижение качества русского языка обратил внимание и директор Института языкознания Российской академии наук Владимир Алпатов. «Самая большая проблема сегодня – это не вытеснение русского языка английским, а вытеснение хорошего литературного языка плохим», – отметил он. В этом контексте особенно важно обратить внимание на повышение грамотности работников массмедиа всех отраслей – печати, телевидения, радио, интернета. В.Алпатов обратил внимание участников дискуссии на проблему нехватки кадров для национальных школ, а также на факт падения престижа профессии. Все это, по мнению ученого, – результат сложной социально-экономической ситуации в стране.

Наряду с ослаблением позиций русского языка на мировой арене и внутри страны, в России наблюдается стабильный интерес к образовательным программам на английском языке. Один флагманов этого направления – Высшая школа экономики, опыт этого вуза представила на панельной дискуссии Мира Бергельсон, профессор филологического факультета. Среди преимуществ англоязычного сегмента образования – интернационализация студентов и преподавателей, большая гибкость и независимость образовательных программ, овладение терминологией в предметной области сразу на двух языках. Подобные программы, с одной стороны, отвечают реалиям глобального мира, а, с другой, – полезны для продвижения российского образования на международном рынке образовательных услуг.

Эффективным опытом сохранения национального языка поделилась Феодосия Габышева, министр образования и науки Республики Саха (Якутия). Среди основных факторов: сохранение лучших традиций уникального учреждения – НИИ национальных языков, организация вещания на телерадиокомпании «Саха» на якутском языке, издание большого массива учебной литературы на якутском языке и языках малочисленных народов Севера, обучение на национальных языках в начальной и средней школе. Одна из актуальных задач сегодняшнего дня, по мнению республиканского министра, – включение в школьное образование преподавания русского языка как неродного. В ответ модератор дискуссии, профессор Института Пушкина Михаил Осадчий сообщил, что в вузе полным ходом идет подготовка подобных образовательных программ, а также внедряется система тестирования русского языка как неродного. Тесты в ближайшее время будут размещены - на портале «Образование на русском».

Помимо государственных учреждений и образовательных организаций свои программы поддержки малых языков реализует крупный бизнес, позицию которого в области образования представила исполнительный директор Международной организации корпоративного образования Ольга Голышенкова. «Мультиязычие – компетенция современного профессионала, которая расширяет возможности личности и делает ее более адаптированной к глобальной конкуренции», – отметила она. Как следствие – знание языков приводит к всестороннему развитию личности, повышению человеческого капитала.

По окончании панельной дискуссии ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая презентовала уникальную отечественную разработку, нацеленную на продвижение русского языка, укрепление интереса к нему самых разных поколений – Русскую игру слов. На Салоне проводится розыгрыш «Кубка Пушкина» по этой интеллектуальной игре, с правилами которой собравшихся познакомил Иван Клименко, создатель проекта.

Следующим мероприятием на Салоне, посвященным русскому языку, стало ток-шоу «Популяризация русского языка». В нем приняли участие заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов, директор института социолингвистики РАНХиГС Максим Кронгауз, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина Владимир Аннушкин, один из основателей проекта «Арзамас» Филипп Дзядко, победитель конкурса молодых поэтов «Бабушка Пушкина» на канале Москва24 Ника Симонова. Ведущая ток-шоу, журналист Фекла Толстая, сразу обозначила некоторые актуальные вопросы для обсуждения. Так, никто не сомневается в том, что русский язык, русскую литературу, образование необходимо продвигать и распространять за рубежом. Но что понимать под сохранением и популяризацией русского языка в самой России?

Выяснилось, что участники дискуссии имеют схожие взгляды на эту проблему: заставить любить русский язык нельзя, а вот пробудить и развить интерес можно. Например, с помощью разнообразных культурных и просветительских проектов, которых сейчас появляется все больше, особенно на стыке различных форматов и жанров. Так, уже упомянутая «Бабушка Пушкина» – не обычный поэтический конкурс, а видеоряд, где молодые поэты становятся героями собственных произведений. Образовательный проект «Арзамас» – это «гуманитарные сериалы», короткие курсы, подготовленные с участием литературоведов, историков, философов и других ученых. «Каренина. Живое издание» (куратором его является Фекла Толстая) – совместный онлайн-проект музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и компании Google: более 700 человек разных национальностей на разных континентах читают роман страницей за страницей. «Людям хочется вместе делать что-то хорошее», – заметил Максим Кронгауз.

Однако все эти инициативы не могут заменить государственной политики в области русского языка, которой сейчас также уделяется повышенное внимание. Этот факт подчеркнул заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. Направление по продвижению русского языка закладывается во многие совместные проекты министерства (например, с Ассоциацией волонтеров); реализуется масштабная программа Совета по русскому языку при Правительстве РФ, в рамках которой Институтом Пушкина и вузами-партнерами создан портал «Образование на русском».

Портал дает возможность и проходить обучение русскому языку как иностранному, и повышать квалификацию преподавателей-русистов, и обучаться на массовых открытых онлайн-курсах на русском языке, – об этом рассказал В.И. Аннушкин. По мнению Владимира Ивановича, людям необходимо объяснять и показывать, в какой огромной степени язык влияет на все обстоятельства жизни: «Каков язык – такова жизнь». Да, мы сейчас живем в новом информационном мире, где появляются неизвестные ранее понятия, смыслы, слова, стилевые тенденции, которые можно и нужно определять и изучать. Однако основа всего – нравственность, а нравственности учит русское слово и русская литература.

Поэтому, по мнению Максима Кронгауза, филологическое образование необходимо любому человеку: филология дает понимание того, как живет язык, как живет литература и, соответственно, народ и страна. «Любовь к слову» связывает людей воедино.

В финале обсуждения посетители Салона могли задать вопросы или выразить свое мнение по теме дискуссии. Пожалуй, самым неординарным было высказывание магистранта-социолога из МГУ, по мнению которого, современная российская молодежь устала от давления «новомодных» тенденций и соскучилась по русской классике и ее традиционному прочтению.

Помимо деловой программы, Институт Пушкина провел на своей площадке мастер-класс «Живое литературное слово», «Стихомарафон», литературную викторину. Впереди – еще три дня интересных мероприятий и новых впечатлений. ​