Ректор Института Пушкина М.Н. Русецкая о роли гуманитарных дисциплин в киберспорте

news img

Правительственная комиссия по цифровому развитию России утвердила новую «дорожную карту» «Новые коммуникационные интернет-технологии». В российских вузах планируется создать образовательные программы по киберспорту.

Киберспорт – отрасль с большим будущим и с большим потенциалом для развития  смежных направлений: креативных технологий, технологий воспитания и обучения – а значит, требующая новых кадров. Поэтому новость радует и вселяет оптимизм.

Принципиально важно, чтобы и вузы гуманитарной направленности смогли включиться в эту работу, поскольку пока считается, что кибермир – это сфера  технических дисциплин. Думаю, внимание к киберспорту поможет этот дисбаланс преодолеть.

Только один пример: успешность в командных киберсоревнованиях во многом определяет эффективная коммуникация во время игры. Умение дать точную команду, точно понять и решить задачу – все это требует развитых языковых навыков игроков. Значит, есть место в подготовке команд и для филологов?! Вопросы новой эффективной коммуникации в киберспорте – это новая научная задача для лингвистов и филологов. Лаборатория когнитивных лингвистических исследований Института Пушкина изучает особенности восприятия информации, работы с текстом, чтения у молодежи и школьников – так называемых поколений «альфа» и  Z. Конечно, интересно оценить эти навыки в различных видах деятельности, в том числе в играх. Особый интерес для нас представляет сотрудничество с московской «Кибершколой», ученики которой уже сейчас занимают высокие места на международных соревнованиях.

Да и в целом цифровизация развивается во многом за счет гуманитарных технологий. Голосовые помощники, чат-боты, онлайн-переводчики – все эти алгоритмы разрабатываются при непосредственном участии филологов и лингвистов.

Было бы просто прекрасно, если бы киберспорт (новые игры) в свою очередь способствовал формированию у детей и подростков интереса к языку и эффективной коммуникации. Я уверена, что и в киберспорте, и в реализации программы «Новые коммуникационные интернет-технологии» специалисты, работающие с языком, найдут свое место и смогут внести достойный вклад.