«За одну неделю я сумела побывать на уроках сразу в двух странах!»

news img

Успешно завершились первые в практике программы Института Пушкина «Послы русского языка в мире» онлайн-экспедиции волонтеров в Киргизию и Таджикистан. 

26 декабря состоялось подведение итогов экспедиций. В онлайн-встрече участвовали и.о. руководителя Представительства Россотрудничества в Таджикистане Иван Иванов, руководитель Представительства Россотрудничества в Киргизии Виктор Нефедов, организаторы экспедиций со стороны Киргизии и Таджикистана, куратор проекта, заместитель руководителя департамента управления проектами Института Пушкина Светлана Ульянова, методисты программы и послы русского языка.

N81YWVAzWt8.jpg

Иван Иванов поблагодарил волонтеров проекта и отметил, что программа влияет на культурный уровень и обогащает как российских, так и таджикских участников. «Мы рассказывали не только о том, какая замечательная Россия и какой крутой проект “Послы русского языка в мире”, что такое русская культура и русский язык, но и также мы показывали волонтерам Таджикистан. Ребят учили местным народным ремеслам, они танцевали в ансамбле, им показывали, как носить национальную одежду, ходили в музеи. И ребята восприняли местную культуру, традиции, что вызвало у таджиков восторг», — отметил Иван Иванов.  

«Уроки послов русского языка мы оцениваем на отлично! — учитель русского языка и организатор занятий в Таджикистане Фарида Хасанова поделилась мнением о занятиях волонтеров.  — Очень много полезной информации о России, яркие красочные иллюстрации, что само по себе притягивает интерес школьников. Эмоциональное красивое выступление учителей, связь с современностью, со страной детей, игры, кроссворды — все это делает уроки интересными, зажигательными, запоминающимися. Спасибо! 

Нашим ребятам все очень понравилось  Даже переживали, что не смогли ответить на все вопросы, не отгадали загадку или еще что-то. Все в восхищении от уроков, выделить кого-то не хочется, потому что все уроки шли от сердца, мы чувствовали дыхание любви, огонь в глазах, улыбки на лицах. А это самое главное не только в работе, да и в жизни! Хочется выразить слова благодарности организаторам экспедиции, пожелать счастья, здоровья, любви, творческих успехов. Мир полон добрыми людьми, которые несут в каждое сердце маленького ребенка прекрасные чувства!»

bChIr5VETP8.jpg

Преподаватели Киргизии приняли активное участие в организации онлайн-экспедиций и также поделились своими впечатлениями от занятий послов русского языка.   

В шестой раз послы русского языка проводили занятия в школах Киргизии, об этом рассказала доцент кафедры государственного и официального языков КЭУ им. М. Рыскулбекова, руководитель центра изучения русского языка «Институт Пушкина» Айнагуль Убукеева. «В этом году в связи со сложившимися обстоятельствами занятия проводятся онлайн, но какие бы занятия ни были, онлайн или офлайн, для школьников Кыргызстана очень интересны уроки послов русского языка, – отметила преподаватель. – Проводят они их в интерактивном режиме, выслушивают каждого ученика, мнение каждого им интересно и дорого. Послы очень доброжелательные. В те приезды я их сопровождала в школы Кыргызстана и сама видела, как занятия проводятся послами, особенно последние дни, когда заключительный концерт проводился – дети не хотели отпускать послов. Они со слезами на глазах расставались. В общем, мне нравится, и детям тоже нравится».  

Директор средней школы имени Омура Токтосунова Назгуль Кадырова высоко оценила онлайн-занятия послов: «Детям было интересно знакомиться с послами русского языка. Послы были очень доброжелательными, интересными, энергичными. Формат онлайн-занятия был интересен живым общением с послами русского языка и насыщенностью материала. Ребятам было интересно узнать о России, они отвечали на вопросы, активно участвовали в различных конкурсах и викторинах. Мы надеемся, что наши ученики постараются использовать полученные знания в своей дальнейшей жизни». 

b_Qu4_YsYHA.jpg

Наргиза Чокоева, учитель русского языка и литературы средней школы имени Асыранбека Мааткеримова, рассказала, что ее ученики узнали много нового на занятиях волонтеров. «Послы русского языка провели занятия для школьников очень интересно. Ребята узнали о культурных ценностях русского народа, например,  волонтеры Диана Грищенко и Виктория Салимьянова  провели урок на тему «Народные промыслы». Учащимся было очень интересно,  ведь народный промысел — одна из форм народного творчества, и, конечно же, изделия русских промыслов тесно связаны с русской культурой. Дети были заинтересованы этим и после уроков начали сравнивать русские промыслы со своими. В нашем селе живут только кыргызы, а им интересно узнать о русских народных традициях, обычаях и обрядах, общаться с людьми других наций. Они хотят, чтобы такие уроки проводились чаще, так как в Кыргызстане русский язык является вторым официальным языком», — отметила Наргиза Чокоева. 

Для волонтеров экспедиции в онлайн-формате тоже стали новым и необычным опытом. Участники программы рассказали о своих впечатлениях работы со школьниками в зуме. 

niw27yCD87c.jpg

Виктория Салимьянова, выпускница Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы: 

–  Главное отличие дистанционного обучения от живого – отсутствие возможности увидеть мгновенную реакцию детей и отсутствие активно-творческих составляющих программы.  Складывалось впечатление, будто работаешь вслепую, поскольку никто заранее не знает технических возможностей принимаемой стороны в момент проведения встречи. Однако в школах Кыргызстана связь была отличная! Мы хорошо слышали и видели учеников, также как и они нас. Благодаря дистанционному обучению, мы смогли провести экспедиции вне зависимости от ситуации. 

Каждое занятие по-своему особенное, каждая встреча с детьми – заряд невероятной энергией,  поскольку ребята не только очень внимательные и заинтересованные  слушатели, но и активные участники на протяжении всего урока. После проведения урока по живописи, мы были очень удивлены с какой скоростью ребята «собрали» картину-пазл. Они справились с заданием намного быстрее, чем мы сами!

Диана Грищенко, выпускница Белгородского государственного национального исследовательского университета:  

– Приятно, что ученики с энтузиазмом участвовали в каждом занятии, несмотря на то, что видели нас на экране, порадовал высокий уровень владения русским языком. Удивило, что ребята знали Виктора Васнецова и других русских художников. Ещё очень хорошо разобрались в русских промыслах, один из классов безошибочно прошёл всю викторину в конце урока, что говорит о заинтересованности детей.

Варвара Леонтьева, студентка МГУ имени М.В. Ломоносова:  

–  Самое ценное, что даёт мне программа «Послы русского языка в мире», кроме огромного методического опыта – это возможность знакомиться и общаться с людьми со всего мира и со своими единомышленниками. Люди – самое важное, что есть в нашей жизни, а знакомство с разными культурами вдохновляет меня, и, надеюсь, так же вдохновляет ребят, для которых мы готовим и проводим занятия. 

Я очень давно, ещё до пандемии начала работать онлайн, поэтому лично для меня это удобный и приятный формат. Мне нравится, что мы становимся ещё мобильнее и никакие расстояния, карантины и разница во времени нам теперь не помеха, чтобы общаться! Связь в основном хорошая – к счастью, на этой неделе лично на моих уроках не было трудностей с интернет-соединением, то есть ни один урок не сорвался или не был затруднён из-за плохой связи. Знаю, что на уроках у других волонтёров такое бывало, но что поделать, это жизнь, это учит нас терпению! Главное, что мы с пониманием и поддержкой относимся друг к другу, и спасибо тем, кто старается налаживать связь, соединение и исправную работу техники! 

На самом первом уроке, который был у меня на этой неделе, девочка из Кыргызстана немного сыграла в конце урока на комузе – национальном инструменте. Это было очень приятно и радостно!

Нина Николаева, выпускница ПетрГУ и Институт Пушкина:  

– Дистанционное обучение дает возможность заниматься и развиваться в любое время и в любом месте (при условии наличия стабильного интернета), предлагает огромное количество дополнительных инструментов, которые можно использовать во время занятий и после него, чтобы сделать процесс более эффективным и разнообразным. Онлайн-занятия требуют от тебя невероятной эмоциональной отдачи. К счастью, когда работаешь с детьми, эти эмоции возвращаются к тебе даже через экран. 

Меня очень порадовала активность и вовлеченность ребят. Ни один вопрос не остался неотвеченным. Все форматы – викторины, лекционные блоки, работа в командах были приняты школьниками на ура. 

Дарья Кудряшова, студентка Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина: 

–  Программа дает уникальный опыт межкультурного общения. Здесь ты не просто путешествуешь, а целую неделю живешь в тесном взаимодействии с людьми другой культуры. Более того, ты смотришь на эту культуру глазами детей. Мне кажется, это самое искреннее, что можно узнать о стране. Каждый год из экспедиции я привожу частичку другой культуры в своей душе, которую подарили мне именно дети. Также это огромный педагогический опыт: умение чувствовать класс, импровизировать, быть интересным и в тоже время очень полезным на уроке. Во многом именно программа показала, что мне нужно работать с детьми. 

Уже полгода я работаю с детьми именно онлайн. Это очень удобная и эффективная форма обучения. Однако именно экспедицию онлайн я представляла себе с трудом – как передать через экран все свои эмоции? После первого урока я поняла, что в программе «Послы русского языка» возможно все. За одну неделю я сумела побывать на уроках сразу в двух странах! Мне кажется, это потрясающая возможность в рамках современных реалий. Связь позволяла проводить полноценные уроки и получать обратную связь.  

Каждое занятие было уникальным. Дети очень живо реагировали на новую информацию, было видно, что такой формат общения непривычный для них, но очень интересный. Они с удовольствием делали с нами фото, насколько это было возможно, чтоб сохранить воспоминание о встрече. Огорчила невозможность в этом году обнять всех после урока! Этого действительно не хватало.

В Киргизии участниками занятий послов русского языка стали школьники в Нарынской области (Школа имени О. Токтосунова – Нарынский район, Школа имени А. Мааткеримова, Школа имени К. Кыдыралиева – Кочкорский район) и Иссык-кульской области (Школа-гимназии им. А. Мамытова – Иссык-Кульский район) Кыргызстана. В Таджикистане волонтеры провели занятия с учениками Школы для одарённых детей, расположенной в Бободжан-Гафуровском районе Согдийской области.

Методисты программы провели семинар для студентов факультета русской филологии Худжандского государственного университета им. академика Бободжона Гафурова.

Организатор образовательно-просветительских экспедиций волонтеров программы «Послы русского языка в мире» – Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина совместно с Фондом содействия продвижению русского языка и образования на русском при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. 

Публикации в СМИ об экспедициях послов русского языка:

https://ru.sputnik.kg/russia/20201221/1050853869/kyrgyzstan-rossiya-yazyk-kultura-ehkspediciya.html

https://tj.sputniknews.ru/opinion/20201225/1032528913/shkolniki-posly-russkogo-yazyka-tajikistan.html