«Бедная Лиза» – сентиментальные тона и романтическая стилистика

news img

30 ноября на семинаре проекта «Университетская среда для учителей» профессор кафедры мировой литературы Института Пушкина Сергей Травников рассказал об истории и художественных особенностях повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Впервые Карамзин опубликовал это произведение в 1792 году в «Московском журнале», который был «печатным органом сентименталистов». Сергей Николаевич подробно проанализировал повесть. Он обратил внимание слушателей на заглавие. Так, слово «бедная» имеет два значения: небогатая и обиженная жизнью. Профессор отметил, что относить повесть только к сентиментализму ошибочно, несмотря на распространенность этой точки зрения. Произведение содержит в себе и черты сентиментализма и черты предромантизма. Идея повести – внесословная ценность человека, автор поэтизирует характер героя, а не его социальное положение. Это даёт право назвать произведение сентиментальным. Тем не менее можно встретить конфликт мечты и реальности: Лиза любит Эраста и хочет быть его женой, однако брак между крестьянкой и дворянином невозможен. Такое противоречие является яркой чертой предромантизма.

Сергей Николаевич также заметил, что в произведении много символики и деталей. Ландыши, которые продает Лиза, - символ чистоты и невинности. Эраст в последний раз приплывает к девушке на лодке. Он словно Аид из царства мертвых, который забрал невинную душу.

«Бедная Лиза» привычно считается повестью, тем не менее здесь есть и черты других жанров. Можно встретить элементы философской повести: показывается русская философская концепция любви (любящие ответственны друг за друга). Также описывается жизнь крестьян, что позволяет назвать произведение бытовой повестью. В произведении встречаются элементы детектива: самоубийство, злодей, который привел девушку к такому печальному концу, свидетель преступления – крестьянка Анюта. 

Сюжет повести довольно простой. Автор намеренно избегает осложнений, приковывая все внимание к развитию характеров героев, к их переживаниям, а не внешним событиям.

Важную роль в повести играет природа. Она - отдельный герой, со своим характером. С ее помощью автор передает настроение героев, поэтому важно обращать внимание при чтении на описание пейзажа.

В конце семинара слушатели традиционно задавали вопросы. Отвечая на один из них, ведущий семинара заметил, что большинство книг, посвященных литературе сентиментализма, относится к серьезной научной литературе, которая может быть сложной для восприятия школьниками, однако они могут ознакомиться с книгой Павла Орлова «История русской литературы XVIII века».