Андрей Щербаков рассказал, что влияет на речь и язык

news img

На традиционной Московской международной книжной выставке Институт Пушкина в этом году представил обзорную лекцию «Русский язык XXI века»

Доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Андрей Щербаковрассказал о 3 тенденциях, влияющих на речь и языки. Встреча профессора со слушателями прошла 2 сентября, в день открытия выставки.

SMA_9221.jpg

 

Глобализация. Сегодня люди живут в глобальном мире, где языки влияют друг на друга.

Интернет. Люди общаются в виртуальном пространстве через социальные сети, электронные ящики, форумы, чаты. 

Борьба за права человека. Люди все чаще используют феминитивы в речи. 

 

О языке и общении 

Язык и общение – две разные вещи. Язык – некая субстанция, развивающаяся не по чьей-либо воле, язык меняется и останется с народом навсегда. Другое дело – как люди общаются, как используют язык.  

 

Об изменении языка 

Язык – отражение общества. Стабильно общество – стабилен язык. Общество интенсивно развивается: появляются технологии, не стоят на месте экономические и политические явления – меняются и языки. Это примета нашего времени. 

 

О влиянии глобализации

С XII века в русский язык приходят иноязычные слова. Заимствования –  необходимая часть языкового процесса, они обозначают удобное для произношения название предмета или явления. Если языку слово не подходит, то заимствование не состоится. Заимствования не приходят в язык искусственно.

 

О влиянии интернета на речь

Благодаря развитию интернета человек выходит в коммуникативное поле чаще, чем раньше. До появления интернета этой привилегией пользовались люди публичных и творческих профессий: политики, писатели, журналисты, артисты. Происходящая «демократизация» порой портит русский язык.

 

О влиянии отдельных личностей на речь

В интернете часто используют понятие «инфлюенсер» – лидер мнений, влиятельный человек. Главный инфлюенсер в России – президент. Слова «мочить в сортире» Владимир Путин произнес 24 сентября 1999 года во время пресс-конференции в Астане. Эту фразу президент тщательно обдумал, прежде чем сказать. Она прозвучала в адрес террористов, чтобы дать понять - «переговоры с террористами государство не ведет». 

Однако люди следуют за влиятельными личностями. Факт того, что руководитель страны высказывает подобные словосочетания на публике, – изменяет отношение к речевой практике, подобные высказывания общество принимает и использует.

SMA_9250.jpg

 

Об устной речи

Сегодня на первый план выходит устная речь. В мессенджерах собеседники все чаще используют голосовые сообщения вместо привычных текстовых смс. Преподавателям, учителям, проще передать информацию по видео в скайпе или зуме. 2020 год в этом плане стал поворотной точкой – конференции, занятия, тренинги проходят в режиме видеозвонков. 

 

О влиянии устной речи на общество

Доминирование устной речи сказывается на атмосфере в обществе. Люди разговаривают, значит договариваются, переубеждают друг друга, отстаивают точку зрения. Блогеры положительно влияют на устную речь - общаются с обществом, высказывают позицию.  

 

О явлении под названием «феминитивы»

К феминитивам – производству слов женского рода – следует  относиться спокойно. Марина Цветаева настаивала на том, что она поэт, не поэтесса.  

В то же время нет ничего странного в  том, чтобы назвать мужчину «заведующий», а женщину – «заведующая». Феминитивы – рядовое явление в славянских языках, к примеру, в польском. По-польски актриса – aktorka. 

Исторически сложилось, что образование слова женского рода приводит к снижению стилистического регистра. Бухгалтер – официально, бухгалтерка –  разговорно. При образовании слова в женском роде может поменяться семантическое значение: генерал – военачальник, генеральша – жена генерала, а не военачальница. 

 

Андрей Владимирович ни разу не дал оценок одному из явлений. Лектор объяснил это так: «Процессы  в языке – эволюционные. Говорить что плохо, а что хорошо – позиция обывателя, а не филолога».