УРОКИ ЧТЕНИЯ… В КОНСЕРВАТОРИИ

Своим опытом применения методики обучения чтению художественной литературы в иноязычной аудитории и интерактивного авторского курса «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой» делится Екатерина Александровна Великанова, канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова:

«Иностранные студенты Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова изучают русский язык по зарекомендовавшим себя методикам ведущих вузов, но камнем преткновения долгое время становилась работа с художественными текстами. А эта работа важна не только для расширения культурного кругозора, не только для совершенствования знания языка, но и профессионально необходима студентам-вокалистам, которые исполняют арии и романсы на русском языке, студентам актёрского курса, которые работают с текстом на сцене.

С учебным пособием Н.В. Кулибиной «Читаем стихи русских поэтов» я была знакома, но использовала её очень ограничено. И не совсем понимала, каким образом я могу работать с другими необходимыми нам текстами. Наконец я открыла для себя «секреты» методики, а вернее сказать, поняла, уловила очень глубокую суть метода. Открытый диалог читателя и поэта, построенный с помощью языка, но в действительности полностью интернациональный, образный, насыщенный смыслами и индивидуальными эмоциями, богатые интерпретации, узнавание и проживание текста на самых разных уровнях, понимание себя и, действительно, чудо переживания явления другой культуры как собственной – вот такие находки ожидали нас на этом пути. Надо ли говорить, что аудитория студентов консерватории оказалась очень восприимчивой и отзывчивой. И… удивлённой, потому что благодаря методике Натальи Владимировны Кулибиной студенты наконец убедились, поверили, что они знают русский язык и что на любом языке люди говорят о вещах, значимых для каждого.

Онлайн-уроки чтения мы открыли для себя только в этом семестре, начали с А. С. Пушкина «Я вас любил...» и А.А. Ахматовой (до этого работали с учебным пособием – читали Пушкина, Лермонтова, Фета, Некрасова).

Теперь студенты часто говорят: «Мы можем понять чувства героев», они действительно очень увлечены. Сравнивают Пушкина и Лермонтова, пытаются понять характер самого автора, сопоставить с собственным опытом, и рассуждения получаются очень интересными, а замечания — точными. 

А какие находки ожидали преподавателя! Конечно, был отбор текстов, разработка заданий, осмысление и переосмысление текстов с разных точек зрения. Но эта работа уже не была трудной, потому что появилось понимание целей работы с художественным текстом, а результат часто превосходил ожидания и преподавателя, и студентов. Несмотря на условия дистанционной работы.

Студенты актёрского курса получили высокие оценки не только по русскому языку, но и по сценической речи, и сейчас готовятся к постановке на сцене первой программы на русском языке, она будет посвящена поэзии Анны Ахматовой.

Я очень рекомендую коллегам глубоко и всесторонне вникнуть в методическую систему Натальи Владимировны Кулибиной. Интерактивные авторские уроки чтения, доступные дистанционно, помогут и студентам, и преподавателям. Я благодарна всем коллегам, делающим лучшие материалы свободно доступными онлайн на сайте Института.

Моим «откровением» также стали курсы профессиональной переподготовки Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина «Русский язык как иностранный и методика его преподавания».