Суперсовременные люди ХХ века

news img

Институт Пушкина и аэропорт Шереметьево проводят совместные просветительские лекции онлайн.  15 мая заведующий кафедрой мировой литературы Александр Пашков провел в прямом эфире лекцию о Владимире Маяковском, рассказал о необычных фактах из жизни поэта, о его отношениях с другими поэтами-футуристами. Прямой эфир состоялся в инстаграм-аккаунте аэропорта Шереметьево.

photo_2020-05-20_14-36-16.jpg


Во вступлении Александр Пашков подчеркнул, что новаторство поэта касалось не только литературы, он проявлял интерес к новому в самых разных сферах: «Маяковский любил все новое, суперсовременное, у него есть стихи об авиации, авиа-частушки». Одним из первых поэт начал летать на международных авиарейсах. 3 июля 1923 года Владимир Маяковский с Лилей Брик вылетел с московского аэродрома на Ходынке в Кёнигсберг. Лиля Брик вспоминала об этом перелете: «В 1923 году мы с Маяковским полетели в Германию. Летели до Кёнигсберга. И для меня и для него это был первый в жизни полет. Все так и было, как в стихотворении «Москва-Кёнигсберг». 


Поэты-авангардисты, в том числе Маяковский, ощущали себя идущими впереди других художников, писателей и поэтов. Авангард – военный термин, означает «передовой отряд» в переводе с французского. Начало прошлого столетия было эпохой войн и революций, и это тревожное трудное время способствовало зарождению принципиально нового, авангардного искусства, включавшего в себя множество течений.


Самыми эпатажными и провокационными деятелями авангардного искусства были футуристы. Александр Пашков напомнил имена единомышленников Владимира Маяковского: Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Елена Гуро. «Футуризм явился как очень мощное и сильное течение, он пришел в Россию из Италии, внутри футуризма были разные группы, школы. Футуристы были самыми эпатажными и провокационными деятелями всего авангардного искусства. Задача футуристов заключалась в соединении искусства и реальной жизни, поэтому они стали чаще выступать на публике – для них было важным не только напечататься, но и прочитать со сцены провокационно, эпатажно, оскорбить присутствующих», – рассказал Александр Пашков.

photo_2020-05-20_14-36-21.jpg

 

Пример подобного провокационного произведения – стихотворение Маяковского «Нате». Лектор прочел его в прямом эфире и напомнил,какой негативной была реакция людей на это стихотворение сто лет назад: «Они обижались, шли в драку».
 

НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
10 взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
1913



Выступление Александра Пашкова вызвало интерес слушателей, которые задавали ему вопросы.


– Какое стихотворение остается актуальным до сих пор?
– Вопрос для меня сложный, все творчество Владимира Владимировича актуально. Он суперсовременный актуальный поэт и сейчас.
– Как уживались Хлебников, Северянин, Маяковский? Они конфликтовали?
– Было много историй, когда два поэта влюблялись в одну и ту же девушку. У Северянина и Маяковского такое случалось. Среди поэтов была ревность профессиональная. Конфликт для поэтов-авангардистов был частью имиджа, поэтому для аудитории они специально провоцировали ссоры – поэты «хайповали».
– Помимо Италии и России, где еще был развит футуризм?
– В широком понимании футуризм – как попытка моделирования будущего – есть и в европейских странах, и в странах Америки.