Онлайн-обучение в Институте Пушкина — 2020

C 17 марта 2020 года в соответствии с приказом ректора Маргариты Русецкой  все факультеты Государственного института русского языка в полном составе перешли на онлайн-обучение. Преподаватели читают лекции и проводят практические занятия по русскому языку и другим дисциплинам из дома в онлайн-формате, используя системы видеоконференцсвязи. Учебные программы реализуются в полном объеме по утвержденному в институте расписанию, отчеты о проведении онлайн-занятий преподаватели ежедневно размещают в специальном коммуникационном разделе в системе дистанционного обучения на портале «Образование на русском». Для  значительной части дисциплин учебных планов кроме проведения контактных онлайн-занятий используются онлайн-курсы, разработанные преподавателями факультетов и сотрудниками Департамента цифровых образовательных технологий, размещенные в системе дистанционного обучения на портале «Образование на русском».
Декан филологического факультета Анастасия Соломонова сообщила, что учебный процесс осуществляется строго в соответствии с утвержденным расписанием. По всем дисциплинам учебного плана проводятся контактные онлайн-занятия, по целому ряду дисциплин студенты изучают онлайн-курсы в системе дистанционного обучения института. 

Декан подготовительного факультета Наталья Татаринова также отметила, что преподаватели факультета все онлайн-занятия с иностранными студентами очной формы обучения проводят в полном объеме. Практический курс русского языка невозможно осваивать без контакта обучающегося с преподавателем, а использование современных систем видеоконференцсвязи преодставляет такую возможность. В онлайн-режиме обучаются как студенты, находящиеся в Москве - дома или в общежитиях, так и студенты, уехавшие зимой на каникулы в Китай и находящиеся там на карантине. 

По словам Светланы Персияновой, декана факультета обучения русскому языку как иностранному, сложившаяся ситуация заставила многих преподавателей  освоить технологии онлайн-работы в сжатые сроки. Те преподаватели, которые до сих пор не имели большого практического опыта работы в онлайн-формате, получают помощь своих более опытных коллег по кафедре или факультету и незамедлительную организационную, техническую и консультационную поддержку руководителей отделов и сотрудников Департамента цифровых образовательных технологий. Начальник отдела электронного контента Юрий Мерзлов и начальник отдела сопровождения дистанционного обучения Ирина Нефедова мобилизовали всех сотрудников на решение оперативных задач по поддержке работы факультетов в онлайн-режиме.

Декан факультета  дополнительного образования  Дана Бартош сообщила, что для факультета онлайн-обучение не является чем-то новым. Так, на текущей неделе состоялись в онлайн-формате очередные защиты выпускных работ групп преподавателей, обучавшихся по наиболее востребованным онлайн-программам профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный и методика его преподавания» и «Методика преподавания русского языка как неродного и иностранного» .

По словам проректора по инновационной деятельности и дистанционному обучению Марины Яскевич, успешному переходу на онлайн-обучение большого преподавательского коллектива способствовало несколько факторов.

В последние годы более 80%  преподавателей  прошли повышение квалификации по программам, тематика которых связана с разработкой онлайн-курсов, организацией онлайн-обучения,  технологиями проведения онлайн-уроков. Целый ряд размещенных на портале «Образование на русском» онлайн-курсов, авторами которых являются преподаватели института, уже использовался ранее в учебном процессе студентов очной формы обучения. Большинство преподавателей получили бесценный с точки зрения сложившейся сегодня ситуации опыт проведения онлайн-занятий, участвуя в открытых вебинарах профессиональной поддержки педагогов-русистов, которые институт еженедельно на протяжении 5 лет проводит на портале «Образование на русском».  Этому также способствовал накопленный в течение последних пяти лет опыт реализации исключительно в онлайн-формате дистанционных программ дополнительного образования. Целый комплекс своевременно предпринятых институтом превентивных  мер, оперативное решение  руководителями структурных подразделений — факультетов, департаментов, отделов — всех возникающих вопросов, самоотдача преподавателей позволили институту организовать быстрый переход на онлайн-обучение с минимальными потерями и ритмично продолжить учебный процесс в непростой ситуации.