Справился бы Шива с онлайн-форматом

«Онлайн-формат, по мнению экспертов в цифровом образовании, забирает силы и нервы, зато повышает КПД». Комментарий Марии Лебедевой, заведующей лабораторией инновационных средств обучения Института Пушкина, и ее советы по онлайн-обучению, опубликованы в «Российской газете».

А мы предлагаем расширенную версию статьи Марии, где она делится советами по организации полноценного образовательного процесса в онлайне.

Определитесь с задачами

– Сейчас на преподавателя обрушивается лавина информации о различных ресурсах: рекомендации, коллекции, библиотеки. Сориентироваться в этом массиве будет проще, если отталкиваться от конкретных задач. Задайте себе вопрос: «Что мне нужно делать с моими студентами?» Поддерживать общение с ними, размещать материалы для самостоятельного изучения, получать от них вопросы или домашние задания для проверки?  Или вам нужно проводить уроки в прямом эфире?

Этот список может быть таким, или другим, или третьим, но у каждого преподавателя своим. Задачи надо расписать для себя и уже по ним выбирать инструменты.

Эти инструменты могут быть самые простые, привычные, те, которыми преподаватели пользуются сейчас. Например, общение можно организовать по почте или в мессенджере. Материалы можно выкладывать в группу в социальных сетях и там же организовать обсуждение материалов и не думать о какой-то сложной платформе. 

Выберите платформу

Большую часть необходимых для преподавателя функций выполняет связка из двух инструментов: это платформа для видеоконференций и LMS – платформа для организации дистанционного обучения.

Примеров масса, их можно легко найти в интернете по запросам «платформа для видеоконференций», или «для проведения вебинаров». Самые востребованные сейчас – Zoom, Adobe Сonnect, Webinar, Google Meet, Microsoft Teams и др. Среди LMS можно назвать Moodle, Canvas, EdX, iSpring, но для преподавателей, которые сами организут обучение, я бы рекомендовала Google Classroom. Многие платформы открыли сейчас бесплатный доступ для образовательных организаций – это большая помощь.

Стоит прислушаться, если ваша организация рекомендует определенную платформу: значит, осваивать ее вам придется вместе с коллегами и, возможно, вам будет проще разобраться со сложностями и решить возникающие проблемы.  

Можно также оттолкнуться от того, какие платформы знакомы вашим ученикам. В таком случае, они смогут помочь вам разобраться с технологией.  Например, школьники часто общаются друг с другом в приложениях для стриминга, например, Discord – и этот сервис вполне можно использовать, чтобы проводить онлайн-урок с голосовым общением и демонстрацией экрана. 

Важная рекомендация: обязательно предусмотрите запасной вариант на случай, если платформа, на которой вы работаете, не выдержит наплыва участников, что в последнее время случается со многими платформами. Запасным аэродромом может служить другая вебинарная платформа или привычный Skype, который вполне подходит, чтобы быстро собрать студентов. 

Тестируйте!

С выбранной платформой надо хорошо познакомиться, прежде чем заниматься со студентами. Очень полезно ее протестировать в рабочем режиме с коллегами, друзьями или родными: включить, понажимать на разные кнопки, понять, что получается, что не получается и почему.

Не стоит рассчитывать, что вы, как в скайпе, просто подключитесь и проведете урок. Все платформы имеют разный функционал и только в режиме эксперимента можно понять эти нюансы. 

Только еще раз хочу напомнить, что важно отталкиваться от методических задач. Не стремитесь освоить все функции платформы, а выберите только те из них, которые будут полезны именно вам.

Лебедева2.jpg

Подготовьте рабочее место

Выделите место в доме, где вы будете работать – и только, и не делайте здесь ничего другого. Желательно, чтобы у вашего рабочего места был нейтральный фон. Это могут быть книжные полки, стена с максимально нейтральными обоями. Можно повесить какое-то полотно, чтобы было меньше отвлекающих факторов для студентов.

Позаботьтесь о хорошем освещении, ваше лицо должно быть четко видно на экране.  Подберите удобную, но более-менее официальную одежду.

Поставьте удобное кресло, потому что сейчас вы будете проводить за компьютером особенно много времени. И обязательно имейте рядом с собой воду, потому что нагрузка на связки онлайн-преподавателя очень большая.

Подготовьте виртуальный рабочий стол

На компьютере должно быть достаточно места для установки необходимых программ и должно быть максимально качественное интернет-соединение. Когда вы проводите онлайн-занятие, нужно остановить все загрузки, закрыть закладки, попросить домашних не смотреть ролики на ютюбе и ничего не скачивать, потому что возрастает нагрузка на канал и соединение может прерываться.

Почистите рабочий стол, чтобы он был презентабельным, уберите личные фотографии: во время занятия преподаватель часто демонстрирует экран своего компьютера, и студент не должен видеть ничего не предназначенного для его глаз.

Разложите по папкам материалы, которые вы планируете использовать, чтоб к ним был быстрый доступ. 

Берите готовые материалы

Необязательно делать презентации для каждого своего занятия, можно брать готовые материалы с открытых образовательных ресурсов.

Сейчас самое время делиться с коллегами, предлагать им свои разработки и пользоваться материалами коллег. Создание учебных материалов и заданий – это отдельная, очень трудозатратная работа, сейчас лучше обойтись без этого.

Позаботьтесь о студентах

Студентов тоже надо подготовить. Связаться с ними, узнать, как у них дела, как они себя чувствуют и какие у них есть технические возможности. Это тоже повлияет на выбор инструментов: если мы понимаем, что студенты будут заходить с телефона, значит, нужно выбрать платформы, которые будут хорошо работать именно с телефона. 

Попросите студентов заранее установить программы, которые будут нужны для занятий. При первой онлайн-встрече выделите, может быть, половину занятия, не на изучение нового материала, а на то, чтобы студенты осмотрелись, хорошо почувствовали себя в новой среде.

Дайте им простые задания: посмотреть, где находится чат, написать туда, включить-выключить микрофон. Нужно дать студентам время на освоение технических моментов. Это будет полезно, чтобы в дальнейшем заниматься только обучением. 

Дайте студентам больше времени и на выполнение домашних заданий. Слышала от студентов, что преподаватели, видимо, испугавшись, что сейчас весь учебный процесс остановится, стали давать больше домашних заданий и ставить более жесткие сроки их выполнения. Так делать не надо.

Нужно дать время себе и нужно дать время студентам. Дайте на задание, на которое предполагалась неделя, две недели. Ничего страшного не произойдет, и все будут чувствовать себя комфортно.

Установите правила и границы

Очень важный фактор успешного онлайн-обучения – установленные правила общения со студентами, при которых всем участникам будет комфортно.

Правила должны касаться и организации обучения в целом, и регламента коммуникации.

Во время онлайн-урока может быть много отвлекающих факторов, поэтому нужны правила, чтобы группа могла эффективно взаимодействовать. Попросите студентов отключить уведомления на телефонах, положить телефоны экраном вниз, закрыть все сторонние вкладки, чтобы они не отвлекались.

Если группа большая, я предлагаю всем заниматься с выключенными микрофонами, включать их только тогда, когда студент хочет ответить.  Можно использовать значки в виде поднятой руки, чтобы студенты могли высказаться. Это тоже будет создавать порядок. Преподавателю желательно регулярно обращаться к своим разным студентам. Это позволит понять, слушает ли студент, может ли говорить или он ушел, или у него не работает микрофон, и он не знает, что делать. Нужно периодически отслеживать активность своих студентов.

За пределами занятия преподавателю важно установить регламент коммуникации, потому что есть большой риск работать 24 часа в сутки: студенты могут писать постоянно, у них могут возникать много мелких вопросов. Поэтому важно очертить границы: я работаю с вами с такого-то по такое время. Это должно быть доброжелательно, но твердо.

Я занималась со студентами магистратуры с февраля очно, и они не обращались ко мне вне занятий, хотя у них были мои контакты. Они знали, что мы увидимся на следующей неделе, и они смогут задать мне все вопросы. Но как только мы перешли на онлайн-обучение, в первый же день я получила целый шквал писем и сообщений. Это естественно, это новая среда. Бросать студентов в этой ситуации не надо, но нужно регулировать этот вопрос. Нагрузка увеличивается, и если не ставить ограничения, то преподаватель может не выдержать.

Все это важно обговорить в самом начале, чтобы не создавалось хаоса на занятии. Чем больше будет понятных инструкций и планов действий, тем всем будет проще. 

Лебедева3.jpg

В онлайне все устают – это нормально!

Надо спокойно принять, что работа в онлайн-режиме требует от преподавателей и студентов больше труда и энергии, чем на очных занятиях.

Для работы в очном формате у преподавателя, как правило, есть готовые лекции, семинары, а новый формат требует отдельной подготовки. 

В аудитории преподаватель и студенты видят друг друга, получают взаимные вербальные и невербальные сигналы. Преподаватель-профессионал в своем предмете умеет общаться со студентами в расслабленном ключе: задать вопрос и сразу получить ответ.

Перед экраном компьютера люди более сфокусированы, но не получают поддержки, которая возможна в очном формате: не происходит обмена взглядами, обмен энергией также устроен иначе.

На онлайн-занятии преподаватель выполняет сразу несколько функций. Помимо того, что надо рассказывать материал, давать упражнения, надо следить за вопросами в чате, следить за техникой, помогать студентам устранять технические неполадки. Получается, что преподаватель – это многорукий Шива, который должен все делать одновременно, и это бывает довольно сложно.

К тому же в аудитории можно встать, размяться, походить. Перед экраном вы находитесь в одной позе, которая может быть еще и неудобной, если рабочее место организовано не очень комфортно.  

Для студентов работа в онлайне – не меньшая психологическая нагрузка. Мои студенты говорили, что это стресс, они боялись, когда у них что-то не получалось включить или сделать.

С другой стороны, многие коллеги делятся мнением, что они чувствуют большую вовлеченность студентов на онлайн-занятии. Вырастает кпд. Может быть это временный эффект от нового формата, пока сказать сложно. Но все равно от этой включенности студенты больше устают.  

Еще один фактор для студентов – в процессе очных занятий есть «эффект потока»: «я ничего не понял, но посмотрел за другими и сделал все правильно», или «я просто отсиделся, меня не спросили – ничего страшного».

При онлайн-занятиях вот этой помощи сообщества значительно меньше, потому что каждый остается наедине с заданием, которое нужно выполнить. Прозрачность образования в онлайне значительно выше: отсидеться, списать не получится. Возрастает индивидуальная ответственность, индивидуальная нагрузка на каждого.

Поэтому и преподаватели очень выкладываются, когда ведут онлайн-урок, и студенты устают больше. Это нужно спокойно осознавать и стараться минимизировать усталость всех участников.

Больше отдыха и заботы о себе и студентах

Во-первых, если есть такая возможность, стоит перестроить расписание занятий в онлайн-режиме. Один час очного урока не равен одному часу онлайн-занятия; более продуктивно сократить количество контактных часов и выделить больше времени на самостоятельную работу студентов в удобное для них время и в удобном для них темпе. Именно это позволит приблизиться к обучению по индивидуальным траекториям, о которых много говорят и которые невозможно реализовать в режиме больших лекций по единому расписанию.

Во-вторых, во время онлайн-занятий важно как можно чаще менять виды деятельности и делать перерывы: размяться, налить себе чаю и отвлечься от экрана. Такие перерывы можно делать прямо во время занятия, не отрываясь при этом от хода урока: можно дать студентам задание что-то нарисовать, со школьниками – провести разминку.

В-третьих, очень важно больше заботиться о себе и о студентах. Прощать себе несовершенное владение технологиями, не переживать, если во время занятия на экране появился ваш любимый кот, напоминать вашим ученикам о важности отдыха.

А главное – будьте уверены: постепенно все наладится!

 

Вниманию преподавателей русского языка как иностранного!

До 27 марта включительно идет запись на дистанционную программу повышения квалификации «Проведение онлайн-урока по РКИ: методические и технологические аспекты»

Подробная информация здесь.