Открылся новый сезон Школы преподавателя РКИ

24 октября состоялось первое занятие Школы преподавателя РКИ. Профессор Марина Шутова проведет лекцию «Ударение в русском языке: методика обучения».

Русское словесное ударение – сложное явление звукового строя языка. Оно связано не только с фонетической, но и с морфологической и лексической системами русского языка. С точки зрения коммуникативной методики важно, чтобы ударение с самого начала обучения стало элементом не умозрительных знаний, а орудием реального общения.

DSC_9290[1].JPG

Если на начальном этапе обучения ритмике русского слова учащийся усваивает «ритмический импульс» модели, то далее на продвинутом этапе студенты учатся с помощью «ритмического импульса» организовывать в слова более сложные и разнородные звуковые последовательности в соответствии с нормами русского литературного произношения. Более простыми для усвоения являются слова с неподвижным ударением, с них и надо начинать работу по усвоению акцентологических закономерностей, учить студентов тому, как от исходной формы переходить к другим словоформам, сохраняя ударение неподвижным (слов с неподвижным ударением в русском языке около 96%). Затем следует переходить к изучению основных акцентологических схем подвижного ударения, так как именно они определяют своеобразие акцентологической системы русского языка. 

 Целью работы над ударением на продвинутом этапе, на наш взгляд, является преодоление отклонений, проявляющихся в неразличении грамматических форм ('окна – окн'а), в нарушении общепринятых норм русского литературного произношения (област'ей, а не 'областей). 

Исходя из опыта работы, предлагаем учебный материал по акцентологии классифицировать следующим образом: а) фиксированное ударение (на флексии, на суффиксе, на слоге, предшествующем суффиксу); б) сдвиги ударения (с основы на флексию и, наоборот, с флексии на основу). Работа по обучению русскому ударению достаточно кропотливая, требует большой настойчивости как от преподавателя, так и от учащегося, тем более, что навыки родного языка довольно устойчивы. Поэтому не менее важным является способ презентации учебного материала, тем более, что в условиях языковой среды акцент в произношении настолько «компенсируется» речевой избыточностью, что у говорящего с акцентом создается впечатление абсолютной результативности речевого поступка в плане его воздействия на собеседника. 

В 2016 году в издательстве «Русский язык. Курсы» вышло второе издание нашего пособия по обучению русскому ударению, построенное на основе психологической теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, имеющее ключи к заданиям, которые позволяют учащимся осваивать русское ударение не только с преподавателем, но и самостоятельно. Данное пособие построено на основе психологической теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, которая предполагает обучение на основе полной и обобщенной системы ориентиров при организации поэтапного усвоения по строго фиксированному плану действий, что гарантирует отсутствие ошибок у учащихся.

 Таким образом, усвоение нового действия с учебным материалом, проходя все стадии усвоения (1) создание мотивационной основы действия; 2) составление схемы ориентировочной основы действия; 3) материальный или материализованный этап; 4) громкоречевой этап; 5) этап внешней речи «про себя»; 6) этап скрытой речи), становится осознанным умственным действием. В результате мы имеем обобщенное, полностью свернутое и освоенное действие, которое автоматизируется по мере выполнения упражнений и становится навыком.