Главная миссия любого университета – воспроизводство научных знаний на национальном языке

Задача повышения глобальной конкурентоспособности российского образования требует от университетов решения целого ряда практических вопросов. Один из самых важных и насущных – выбор языка, на котором должно вестись преподавание.
Недавно дискуссия на эту актуальную тему состоялась в Московской школе управления Сколково
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина создавался именно для обучения иностранцев русскому языку. Мы попросили ректора института Маргариту Русецкую поделиться своим мнением по поводу языка преподавания в российских вузах.
– Если мы говорим о языке образования, то должны помнить, что главная миссия любого университета – воспроизводство научных знаний на национальном языке.Соответственно, для этого все студенты должны прекрасно владеть не просто русским языком, но русским языком науки, чтобы научные статьи пополняли корпус научных баз данных на русском языке.

К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция, когда погоня за местами в международных рейтингах вынуждает российских ученых писать статьи сразу на английском языке. У таких работ просто нет эквивалента на русском языке, в результате они не пополняют корпус научных текстов на русском языке. В перспективе это грозит большими рисками для конкурентоспособности российских вузов и российской науки в целом.
Напомню, что сегодня база текстов (научных, учебных, художественных), доступных, например, для ученых стран СНГ, не имеет аналогов ни на одном другом языке. И это реальный фактор, который обеспечивает единое научно-образовательное пространство наших стран!
На мой взгляд, ответ на вопрос, на каком языке должно вестись преподавание в российских университетах, однозначен – обучение  должно вестись на русском языке! Это повышает его  привлекательность, формирует имидж как языка, который дает возможность заниматься наукой, сделать успешную карьеру.
Погружение в русское искусство, культуру, гуманитарные или инженерные науки невозможно без знания русского языка.

Другой вопрос – как построить обучение так, чтобы наши ребята прекрасно владели иностранным языком и могли его использовать в профессиональных целях. Сегодня у вузов есть масса возможностей для этого. Начать с того, чтобы установить требования к знанию иностранных языков для абитуриентов (определить минимальный балл ЕГЭ, например, на уровне не ниже 60-65 баллов). Время и место для базового овладения иностранными языками – конечно, школа. Вуз должен дать возможность использования иностранного языка в профессиональных целях. Для этого есть спецкурсы, стажировки, тренинги, практикумы. Многие из которых можно и нужно проводить на иностранных языках!
Безусловно, каждый выпускник университета должен хорошо владеть иностранными языками, но это не должно быть связано с выбором основного языка, на котором ведется обучение в вузе. Но иностранные студенты и тем более выпускники российских вузов должны хорошо владеть  русским языком.
Возвращаясь к вопросу престижа русского языка, должна отметить, что, к сожалению, Россия до сих пор остается чуть ли не единственной страной, где от иностранных абитуриентов не требуют сертификата, подтверждающего знание русского языка.

В результате многие иностранцы не справляются с освоением программы высшего образования, что ведет к большой доле отчислений после первого же семестра.