Поздравляем партнеров с юбилеем системы тестирования для детей-билингвов!

Поддержка, сохранение и развитие знаний русского языка у детей зарубежных соотечественников является одним из приоритетных направлений деятельности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Большинство детей в смешанных  семьях за рубежом не являются стопроцентными носителями русского языка. В то же время это и не инофоны-иностранцы, которым требуется изучение русского языка «с нуля» по программам «Русский как иностранный».

Дети соотечественников – это, как правило, дети-билингвы, для обучения которых необходимы как специальные методики и образовательные программы, так и специально разработанные методы контроля.

С этой целью специалистами Института Пушкина разработана первая в мире система международного сертификационного тестирования детей-билингвов в соответствии с европейской системой уровней владения языками.

Впервые сессия детского билингвального тестирования была проведена летом 2014 года в Цюрихе, в образовательном центре «Матрёшка», в нем приняли участие восемь учащихся. На сегодняшний день тестирование прошли более 700  детей соотечественников в десяти странах Европы.

матрешка тестирование1.jpeg

Тестирование в школе "Матрёшка", Швейцария

Рассказывает ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая.

«Пять лет назад ко мне, начинающему ректору легендарного института Пушкина пришла – проездом, прямиком из Цюриха – Ольга Александрэ, директор швейцарской школы «Матрешка» для детей-билингвов.

Долго говорили с Ольгой про жизнь соотечественников, про русский язык, который надо сохранить.  В итоге родилась идея программы «Русский для наших детей». Сразу нашелся и научный руководитель – Ольга Николаевна Каленкова, человек с двадцатилетним опытом работы в московских школах русского языка для детей мигрантов – к сожалению, ныне не существующих.

Мы стали первыми, кто поставил задачу теоретического обоснования и разработки системы тестирования русскоязычных детей-билингвов!

На основе 30-летней практики разработки тестов по языку, долговременного партнерства с ALTE (Association of Language Testers in Europe) и огромного опыта международной деятельности за эти пять лет в тесном сотрудничестве с нашими зарубежными партнёрами пройден уникальный путь. Создана и апробирована в десяти странах Европы инновационная система тестирования русскоязычных детей-билингвов.

С этого года определить уровень владения русским языком таких детей можно и в онлайн режиме на базе разработанной нашим институтом информационной системы тестирования.

Вот уже несколько лет активно работает образовательный сайт «Русский язык для наших детей», открыт дистанционный курс повышения квалификации «Лингводидактические основы тестирования детей-билингвов».

Система международного сертификационного тестирования детей-билингвов является эффективным средством регулирования и стимулирования учебной деятельности русских школ за рубежом. Она позволяет дать объективную оценку достижений учащихся разных школ на основе единых измерительных материалов, регламентировать учебную деятельность русских образовательных центров и запустить естественный процесс ее интеграции в Европейское общеобразовательное пространство.

Международная система детского билингвального тестирования ориентирована на особенности развития и когнитивные возможности ребенка. Одновременно в тестах учитывается специфика ограниченной речевой среды, в которой растет ребенок», - отмечает ректор.

«Я очень рада, что именно наша школа стала площадкой, на которой были апробированы первые тесты для детей-билингвов, – рассказывает Ольга Александрэ, директор швейцарского образовательного центра «Матрешка». – Тестирование на получение результата – настоящее испытание для ребят, ответственное мероприятие, к которому дети серьезно готовились. Когда все осталось позади, многие заявили, что экзаменационные задания были очень интересными. Для учащихся важно, что их знания были оценены именно российскими специалистами. Тестирование проводили сами авторы инновационных материалов – О.Н. Каленкова и Т.Э. Корепанова. Эти опытные тесторы не только блестяще провели сессию, внимательно пообщавшись с каждым учеником, но и после тестирования дали ценные рекомендации по дальнейшей подготовке.

Сертификаты Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина соответствуют международному образцу. Это очень важно, если ребенок планирует жить и работать в Швейцарии».

13.jpg

Тестирование в школе "Парус", Испания

Преимущества системы детского билингвального тестирования Института Пушкина

- Помогает родителям получить объективную оценку достижений ребенка

- Позволяет выстроить для ребенка единую учебную траекторию для успешного овладения русским языком

- Учитывает общее речевое развитие ребенка

- Включает социокультурный компонент

- Мотивирует детей к дальнейшему изучению русского языка

Для успешного изучения русского языка и подготовки к тестированию специалистами института создан сайт «Русский язык для наших детей» – это увлекательные задания и языковые игры, методические советы педагогам и родителям.

За пять лет посещаемость сайта «Русский язык для наших детей» выросла на 300 процентов. За первую половину 2019 года количество посещений составило 32 тысячи человек.

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая:

«Сегодня мы отмечаем первый юбилей – пять лет нашей системы тестирования! С гордостью смотрим на пройденный путь, и я говорю спасибо нашим партнерам – школам, выбирающим высочайший стандарт качества программ Института Пушкина, их педагогам и руководителям!

Татьяне Хофбауэр

(некоммерческая организация «Русский город», Вена, Австрия)

Татьяне Джаяни

(гимназия «Меридиан», Вена, Австрия)

Наталье Павлович

(образовательный центр «Новое поколение», Антверпен, Бельгия)

Ларисе Юрченко

(центр «Исток», Франкфурт-на-Майне, Германия)

Ольге Русиной

(ассоциация «Русское слово – Parola russa», Рим, Италия)

Виктории Царалунга

(Союз учителей Испании «Русское слово», Мадрид)   

Ольге Лавровой

(ассоциация «Парус», Аликанте, Испания)

Эльвире Скиба

(центр «Мозаика», Амерсфорт, Нидерланды)    

Наталье Барабан

(Центр русского языка и искусств им. А.С. Пушкина, Лейден, Нидерланды)

Алевтине Захаровой

(центр «Матрёшка», Нидерланды)

Татьяне Рейерсен

(центр русского языка и культуры в Осло, Норвегия)

Ирине Полутник

(школа «Теремок», ассоциация «Росинка», Париж, Франция)

Ольге Солнцевой

(центр «Солнышко», ассоциация «Русский альянс», Ницца, Франция)

и… Ольге Александрэ

(центр «Матрешка», Швейцария)»

Институт Пушкина приглашает к партнерству зарубежные образовательные организации, обучающие русскому языку!