Новая монография по чтению профессора Института Пушкина

В только что увидевшей свет монографии профессора Института Пушкина Натальи Владимировны Кулибиной представлена авторская методика обучения чтению (пониманию) художественной литературы на очных занятиях и в цифровой среде. Понимание рассматривается как один из важнейших аспектов владения языком.
Монография «Методика обучения чтению художественной литературы» (М.: «Флинта», 2018. – 304 с.) содержит не только теоретический материал (филологические, психолологические/психолингвистические, и методические основы обучения пониманию текстов художественной литературы), но и методические рекомендации по внедрению научных положений в учебный процесс, а также большое число примеров (иллюстраций) из письменных и поликодовых сценариев уроков чтения.

Автор монографии рассказывает: «Не существует особой методики создания учебных материалов по чтению для использования в цифровой среде. Методические принципы обучения чтению очно и онлайн едины. Их всего три: использование аутентичных текстов, учёт универсальных психологических механизмов чтения и организация урока чтения по модели естественного взаимодействия читателя и книги.

Различия заключаются в деталях: если в письменном сценарии предусмотрены так называемые «Ключи» (ответы на вопросы и задания), то в поликодовом сценарии онлайн-урока задания (и вопросы) предъявляются в тестовом формате (набором правильных и неправильных ответов; выбором необходимого слова/выражения/части фрагмента текста и др.),  что позволяет отмечать правильный и неправильный ответ, за которым следует реакция преподавателя «Умница!» и «Ошибочка вышла!» (и аналогичные, зависящие от правильного ответа или ошибочного).

Тем учителям, которые категорически отказываются от использования компьютерных устройств в обучении детей чтению (по разным причинам), могу ответить словами Николая Александровича Рубакина, автора «Библиопсихологии»: «Если читатель не идёт к хорошей книге, надо сделать, чтобы сама книга пошла к нему».

На мой взгляд, в привычном формате экрана компьютерного устройства хорошая книга, снабжённая вопросами и заданиями, помогающими обдумать и понять текст, скорее найдёт путь к сердцу читателя. Многочисленные отзывы пользователей интерактивного курса «Уроки чтения –праздник, который всегда с тобой» подтверждают это (см. разделы «Отзывы» и «Практика применения»).