Русский язык в центре Европы

10 декабря 2018 года состоялась Международная научно-практическая конференция «ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК В СТРАНАХ ЕВРОПЫ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ».

Проведение конференции стало завершающим этапом реализации проекта «Обеспечение обучающихся на русском языке комплексной онлайн-поддержкой путём создания открытой образовательной среды, направленной на формирование и развитие умений понимания устной и письменной речи,​ (с ориентацией на учебный комплекс, создаваемый под эгидой Ассоциации русистов Словакии)», осуществляемого Институтом Пушкина на средства субсидии Министерства просвещения Российской Федерации при  поддержке Министерства просвещения, науки и спорта Словацкой Республики и Ассоциации русистов Словакии.

Конференция одновременно прошла на двух площадках: очные заседания - в Российском центре науки и культуры в Братиславе (Словакия) и онлайн-сессия в Институте Пушкина.

Участие в конференции приняли русисты образовательных организаций различных стран Европы: Австрии, Беларуси, Венгрии, Италии, Словакии, России и Чехии.

На пленарном заседании в РЦНК в Братиславе к участникам конференции с приветствиями обратились профессор Эва Колларова, Президент Ассоциации русистов Словакии, В.Г. Куликов, первый секретарь Посольства РФ в Словацкой республике, М.Н. Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (видеозапись) и П.Ю. Лисицын, директор РЦНК в Братиславе.

На конференции  с докладами выступили профессора Института Пушкина: Эльхан Гейдарович Азимов «Типология электронных учебников по русскому языку как иностранному», Лилия Леонидовна Вохмина «Современный учебник РКИ как ответ на вызовы цифрового века», Наталья Владимировна Кулибина «Проект «Открытая образовательная среда для изучающих русский язык и их преподавателей в странах Европы»: структура и содержание»; был представлен доклад проректора Института по инновационной деятельности Марины Ивановны Яскевич «Востребованность электронных ресурсов портала "Образование на русском" в европейской аудитории».

В пленарном заседании конференции принял участие и выступил с докладом «Русский язык онлайн: за и против» профессор Анатолий Леонидович Бердичевский (Австрия).

Прозвучали выступления молодого поколения преподавателей Института Пушкина: Алёна  Сергеевна Куваева, кандидат педагогических наук, представила коллективный доклад (в соавторстве с М.Ю. Лебедевой и О.В. Халеевой) «Видеокурс «Русский язык со Смешариками» в обучении детей русскому языку как иностранному (уровень А1)», а Татьяна Николаевна Дьяченко, ведущий специалист, выступила с докладом «Возможности применения электронных образовательных ресурсов по аудированию, чтению, грамматике и культуре России в обучении РКИ».

Зарубежные участники конференции представляли современные цифровые ресурсы по русскому языку, созданные с использованием различных электронных платформ как для обучения аспектам практического курса РКИ, так и проверки знаний учащихся: «Опыт создания электронного тестового практикума по русскому языку делового общения/ уровень В1» (Т.Д. Блум, профессор; Т. И. Рязанцева,   доцент, Университет прикладных наук BFI, Вена, Австрия); «Электронное обучение русскому языку в открытой образовательной среде. Опыт работы в Зальцбургском университете» (И.В. Реброва, доцент, Зальцбургский университет, Зальцбург, Австрия); «Использование электронной образовательной платформы как средство онлайн-поддержки учебного процесса при преподавании русского языка как иностранного» (В.А. Мальченко, Университет г. Манчерата, Италия, Асколи-Пичено) и многие другие.

Ольга Владимировна Долгих, к.ф.н., преподаватель русского языка Московского физико-технического института (государственного университета), в своём докладе «Использование электронных ресурсов в целях индивидуализации обучения РКИ студентов неязыковых специальностей» поделилась успешным опытом использования на занятиях с иностранными и русскими студентами материалов портала «Образование на русском» и прежде всего онлайн-уроков интерактивных авторских курсов Института Пушкина.

Присутствовавшие на конференции горячо и бурно обсуждали доклады, задавали вопросы, предлагали свои комментарии, делились практическим опытом и т.п.

Одновременно с заседаниями в Братиславе проходила онлайн-сессия, которая была организована в Институте Пушкина в Москве сотрудниками Департамента цифровых образовательных технологий Ириной Константиновной Нефедовой, Валентиной Николаевной Климовой и Александром Олеговичем Спиридоновым.

Онлайн-сессия открылась докладом проректора Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина Марины Ивановны Яскевич на тему: «Востребованность электронных ресурсов портала “Образование на русском” в европейской аудитории». Стоит отметить, что большинство докладчиков затрагивали в своих выступлениях вопросы включения различных ресурсов портала в учебный процесс. Среди них  были доклады сотрудников Института Пушкина: О.Ф. Купрещенко в своем докладе «Особенности разработки и реализации интерактивных заданий в рамках курса РКИ(на примере портала “Образование на русском”)» подробно остановилась на типах и возможностях использования заданий, входящих в методический контент модуля А1; А.Н. Лапошина представила доклад на тему: «Методический потенциал использования видеоподкастов на начальном этапе обучения РКИ (на примере онлайн-курса “Разговоры с русскими”». Высокую оценку таким ресурсам портала, как «Русский для наших детей» и «Мультимедийный лингвострановедческий словарь “Россия”» дала в своем докладе «Использование материалов портала “Образование на русском” в качестве интерактивной площадки для реализации квест-урока» преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета (Ереван, Армения) М.А. Кочарян. Ряд докладов был посвящен новым формам организации обучения, в частности, с использованием социальных сетей. В.А. Шульгинов, преподаватель Дальневосточного федерального университета (Владивосток) представил доклад «Социальная сеть как информационно-обучающая среда (в аспекте преподавания русскому языку как иностранному)», а преподаватель Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина  О.В. Гайдукова поделилась опытом работы с социальными сетями на подготовительном факультете в докладе «Использование социальных сетей для развития коммуникативных навыков иностранных обучающихся». О возможностях использования учебного сайта в образовательном процессе рассказала С.В. Марчук (ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Санкт-Петербург) в докладе «Учебный сайт как персональное взаимодействие при обучении русскому языку как иностранному на примере освоения понятия “Русский мир”». Опытом организации работы в системе Adobe Connect поделилась в своем докладе «Вебинар как форма организации межкультурной коммуникации» доцент Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина А.Н. Бертякова. Возможностям технологического инструментария Moodle был посвящен доклад преподавателя Гродненского государственного медицинского университета (Гродно, Беларусь) Н.А. Мишонковой на тему: «Инновационные технологии в высшей школе: использование программной оболочки Moodle и интернет-ресурсов при обучении иностранных студентов». Проблема использования электронных ресурсов как источника страноведческой информации была рассмотрена в докладе Т.С. Веселовской (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) «Аутентичные материалы по страноведению на уроках русского языка как иностранного». С докладами, посвященными Проекту «Открытая образовательная среда для изучающих русский язык и их преподавателей в странах Европы» выступили сотрудники  Института  Пушкина - участники рабочей группы Проекта: Н.В. Виноградова представила доклад «Типы заданий по грамматике в электронном ресурсе “Встречи с Россией”», Н.Б. Битехтина и В.Н. Климова в докладе «Обучение аудированию в условиях цифровой образовательной среды» представили уроки аудирования, разработанные для электронного ресурса «Встречи с Россией».

Выступления транслировались в сети Интернет и были доступны по ссылке, опубликованной на странице Конференции на портале «Образование на русском».

После завершения конференции все собравшиеся (как выступавшие, так и слушатели) отмечали, что конференция была чрезвычайно полезной, многие открыли для себя новые возможности использования цифровых технологий и познакомились с современными интернет-ресурсами, которые найдут своё применение в педагогической практике школ и вузов России и других стран Европы.

«Особый интерес у коллег вызвали электронные ресурсы, открытые для свободного бесплатного использования, в том числе и проект «Открытая электронная среда для изучающих русский язык и их преподавателей в странах Европы», - поделилась научный руководитель проекта Наталья Владимировна Кулибина. - Цель проекта - обучение пониманию сложных аутентичных устных и письменных текстов (аудированию и чтению) как одной из важнейших составляющих «самостоятельного» владения языком (В1 и В2) - была определена в соответствии с документом Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка» (2001). На сайте проекта, размещённом на портале «Образование на русском», представлены мультимедийные интерактивные уроки и комплексные тесты по аудированию (авторы: В.Н. Климова и Н.Б. Битехтина) и чтению (автор – Н.В. Кулибина), задания и тест по грамматике (автор – Н.В. Виноградова), а также материалы раздела «История и культура России» (автор – Е.Г. Ростова).

Проект успешно реализован в Институте Пушкина благодаря сотрудничеству группы филологов-русистов с командой IT-специалистов, имеющих большой опыт создания электронных образовательных ресурсов (начальник Отдела – Юрий Александрович Мерзлов, руководитель группы разработчиков - Елена Эрнестовна Залетаева).