«Человечество перестает искать себе пророков…»

Что волнует современных подростков? Об этом они говорили на финале конкурса ораторов«Слово – золото», который организовал Институт Пушкина при поддержке столичного Департамента образования.

8 декабря в актовом зале института собрались 25 старшеклассников московских школ и студентов колледжей – победителей отборочного этапа. Мотивация для участия в конкурсе у них самая разная.

DSC_7841.JPG

DSC_7743.JPG

Татьяна из Школы 1544 мечтает стать ведущей. «Конкурс – неплохой способ проявить себя. Мне очень понравились темы, которые придумали организаторы, за что им отдельное спасибо. Я люблю выступать перед людьми, получаю удовольствие от того, что меня слушают, мне нравится дарить свою энергетику, доносить свои идеи». Для финала Татьяна выбрала тему «Каждый должен сам для себя решить, беден он или богат».

Подростки говорили о свободе и счастье, Всемирной сети и одиночестве, спорили о Боге и людях, героях нашего времени, цитировали Лермонтова, Ницще и братьев Стругацких. За три минуты, что давались на выступление, каждый участник старался убедить в своей правоте жюри и зрителей. Чтобы ребята не увлекались, за 15 секунд до конца этого срока в руках председателя жюри звенел колокольчик. Так заслуженный профессор института и председатель Российской ассоциации риторов Владимир Аннушкин предупреждал, что пора завершать речь. 

DSC_7857.JPG

Выступления оценивали не только взрослые: в состав жюри вошли семь преподавателей и трое студентов Института Пушкина.

DSC_7424.JPG

Перед началом выступлений участников разбили на группы по 7 человек. Профессор Аннушкин провел с каждой группой речевую разминку, дал ценные советы: «Произношение должно быть энергичным, но не пулеметным и не затянутым. Умейте делить речь на такты, умейте ставить точные логические ударения. Пусть звучит музыка вашей речи, у каждого человека она немножко своя».

Члены жюри оценивали выступления по нескольким критериям: содержание, способность выразить мысли в словах, выразительность и разнообразие, синтаксис, произношение, язык телодвижения. «Не маши руками, аки веслом гребешь,  –  цитировал Петра Первого профессор Аннушкин. – Но и деревянным не стоит  быть. Парни всегда более зажатые, чем девушки».  

Справедливость этой фразы продемонстрировало выступление Маргариты из колледжа полиции на тему «Кто – герой нашего времени? Где брать идеалы?». Девушка говорила свободно, держалась естественно. «Я не верю в наше время. У нас на каждом шагу новые идеи, новые мысли, слишком много возможностей, и мы можем дойти как до самого верха, так и опуститься вниз буквально за считанные минуты. Я не верю в наше время, но я верю в людей, которые в нем живут. Мы все идеальные лица нашего времени, нашего поколения. Мы амбициозны, у нас огромные стремления и такие же огромные возможности дойти до целей, которые мы выбрали. Мне кажется, что у нашего времени нет конкретного героя, идеала. Мы не создаем культ личности, но каждый внутри себя создает вот этого героя».

DSC_7625.JPG

Каждое выступление сопровождалось непростым испытанием для участника – нужно было сразу же отвечать на вопросы зрителей. Первый вопрос Маргарите задал профессор Аннушкин:

– Скажи, конкретный герой сидит в жюри?  

–  Я с членами жюри не знакома, – слегка растерявшись, ответила Маргарита.

– А вот тот молодой человек в погонах – потенциальный герой?

– Ой, вот он очень умный человек, это черта героя.  

– А тот «юный предприниматель», который постоянно задает вопросы?

– Я стою тут, картавая, очень стесняюсь своего дефекта речи. Он тоже картавит, он – герой, потому что он себя преодолевает, не стесняется разговаривать.

– Твоей картавости я совершенно не замечаю. А про жюри пусть нескромно, но скажу: имей в виду, герои и там есть.

Следующий вопрос Маргарите задал юноша из зала:

– А был ли золотой век? Было ли время, в которое вы бы поверили?

– Да, было. Рыцари, герои книжные хорошие. Вот я упомянула тему культа личности, может быть, это искусственный герой, но он же был один, на всю нацию. А сейчас каждый такой герой понемножечку, это классно.

Новое поколение – это поколение Интернета. Интернет должен быть свободным, никакие запреты не научат человека самого понимать, что ему нужно, а что нет. Об этом, положив на кафедру маленького игрушечного ёжика в качестве «филологического» талисмана, рассуждал тот самый «юный предприниматель», учащийся школы №1944 Даниил, который выбрал тему «Слава, слава  Интернету – победителю!..  Какой Интернет нам нужен?».

DSC_7874.JPG

«Интернет уравнял нас всех в праве быть услышанными. И это приводит к огромным возможностям и к огромным рискам. Сегодня информационное пространство подобно площади, где проводится ярмарка. Огромное количество честных торговцев и артистов и огромное количество мошенников. Поэтому мы можем сказать, что интернет воспитывает новых людей, которым необходимо очень хорошо отсеивать информацию. Очень легко быть обманутым, и для этого необходимо развивать информационный иммунитет, а именно – критическое мышление», – считает юноша. 

Вопросами выбора моральных ориентиров задался школьник Михаил из школы №171: «Человечество перестает искать себе пророков, которые показали бы ему, что – норма, что хорошо, а что плохо. Напротив, оно дает себе полную свободу выбора в том, какими путями следовать. Этический релятивизм медленно, постепенно, но верно вытесняет христианскую модель морали. В таком многообразии серых оттенков жизни, в отсутствии черного и белого есть ли место тому, кто бы обличил пороки общества? Если сам порок – это  уже нечто увядающее, ведь абсолютной добродетели тоже нет».

DSC_7991.JPG

В своем выступлении Михаил процитировал произведение Ницше «Веселая наука», в которой философ спрашивал «Где Бог?» и отвечал «Мы убили его – Вы и я». «Смерть Бога есть эпохальный момент в развитии общества. Оно больше не породит героя, но само им станет», –  считает юноша.  

Для «молодого человека в погонах» – курсанта колледжа полиции Андрея, конкурс – это возможность отстоять свои идеи по поводу свободы: «Я считаю, что многие определения свободы ошибочны. Если связывать свободу  с тем, что все можно, и я хочу нарушать законы, это абсолютно неправильно».

DSC_8168.JPG

На вопрос из зала, считает ли Андрей себя свободным, курсант, не задумываясь, отвечает положительно: «Если говорить о свободе романтической, то, конечно, я не свободен. Если говорить о свободе с пониманием своей ограниченности, то я считаю себя свободным. Я осознаю, что в нашем государстве верховенствует закон, закон я соблюдаю. Поэтому я свободен».

– Какая формулировка свободы позволяет быть настоящим? - спрашивает Андрея одна из зрительниц. 

– Часто люди думают, что быть настоящим – значит ни от кого не зависеть, что-то делать по-своему. Я не считаю это правильным.

– Я предполагала, что быть настоящим – значит соответствовать образу Божиему. 

– А что для вас Бог? – в свою очередь спрашивает Андрей.

– Я не готова ответить на этот вопрос.

– Это требует объяснения. Скажем так, Бог есть, но что для Вас Бог? Философы говорят что бог внутри нас, другие говорят, что Бог это что-то сущее, витающее в воздухе…

Разгорающийся спор останавливает профессор Аннушкин. «И любовь, и абсолют, и истина и путь – размышляйте над этими вопросами. И то, что вы сказали, что человек – есть образ Божий, это то, как проявили себя сегодня все наши ораторы. Каждый из них личность, каждый из них образ божий, каждый интересен и талантлив».

Конкурс ораторов «Слово – золото» при поддержке Департамента образования города Москвы Институте Пушкина проводит с 2015 года. «Конкурс нам самим очень нравится, и мы видим, что каждый год в нем участвует все большее число школьников и учащихся колледжей, – рассказывает куратор мероприятия, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Арина Жукова. –  Радостно видеть, что некоторые ребята участвуют в конкурсе уже не в первый раз. Некоторые ребята принимали участие в прошлом и позапрошлом году. Например, ученик школы №171 Михаил в прошлом году был участником финала, а в этом году уже занял третье место».

DSC_7405.JPG  

Поздравляем лучших ораторов!

1 место – Андрей Тиванов, Колледж полиции

2 место – Даниил Радушев, Школа №1944

3 место – Михаил Сёмкин, Школа №171

Лауреаты по номинациям

За творческий подход к подготовке и исполнению речи – Артем Смирнов, Педагогический колледж  №18 «Митино»

За глубокое содержание и проникновенное исполнение речи –  Сона Лоренц, Школа №1223

За риторическое обаяние – Маргарита Дорофеева, Колледж полиции