Один век Александра Исаевича

Пожалуй, ни один писатель-классик не вызывает таких противоречивых оценок, как Солженицын. Почвенники его боготворят, коммунисты ненавидят, либералы ценят за антисоветскую позицию и осуждают за антизападную риторику. При этом вряд ли кто-то усомнится в том, что автор «Архипелага ГУЛАГ» сыграл колоссальную роль в русской и мировой литературе и истории. Через биографию Солженицына и его творчество как будто просвечивают ключевые исторические события XX века. 

К 100-летнему юбилею писателя Институт Пушкина подготовил массовый открытый онлайн-курс «Жизнь и творчество А.И. Солженицына», а заведующий кафедрой мировой литературыАлександр Пашков постарался проследить важнейшие «узлы» жизненного и творческого пути нобелевского лауреата.

Сверстник Солженицына поэт Давид Самойлов писал о времени  и о себе: «Мне выпало горе родиться в двадцатом, // В проклятом году и столетье проклятом». Солженицын родился на два года раньше – в 1918, но по настроению эти поэтические строки могли бы стать подходящим эпиграфом к биографии и творчеству писателя. История его жизни, как и истории героев почти всех его произведений, отражают драматическую судьбу поколения фронтовиков – людей, составивших основную фокус-группу советского проекта.

03.jpg

Многочисленные исторические, социальные и психологические коллизии, выпавшие на долю первого советского поколения, наиболее ярко отразились именно в творчестве Солженицына. Не мудрено: почти весь травматический опыт эпохи был знаком писателю не понаслышке.

Большинство произведений Солженицына так или иначе связано с его жизненным опытом, и почти в каждой книге – масштабный исторический фон. Даже роман «Август четырнадцатого», действие которого разворачивается до рождения Солженицына, неотделим от фактов биографии автора.

Один из персонажей – Саня Лаженицын – не случайно носит такую фамилию: его прототип – отец писателя Исаакий Солженицын – участник Первой мировой войны, события которой легли в основу сюжета произведения.

В других книгах Солженицына отражены узловые моменты его жизни, тесно переплетенные с узлами отечественной истории. Фронтовые впечатления переданы в пьесе «Пир победителей», лагерный опыт преломился в рассказе «Один день Ивана Денисовича» и в книге«Архипелаг ГУЛАГ», заключение в спецтюрьме (НИИ закрытого типа, в народе – шарашка) изображено в романе «В круге первом», работа учителем в сельской школе и общение с деревенскими жителями дали материал для рассказа «Матренин двор», борьба с онкологическим заболеванием стала ключевым мотивом романа «Раковый корпус», жизнь в изгнании описана в мемуарах «Угодило зернышко промеж двух жерновов».

Скрытое или явное автобиографическое начало создает иллюзию исторического повествования, что дает оппонентам основания упрекать автора в чересчур свободном обращении с общеизвестными фактами. Однако вспомним размышления Аристотеля о различии историка и поэта: историка интересует единичное, а поэта (читай: писателя) – общее. Автора «Архипелага ГУЛАГ» волновали главным образом общие закономерности исторического процесса, которые сконцентрированы в ключевых, по Солженицыну – «узловых», моментах эпохи (он любил слово «узел», часто обращался к нему; например, роман-эпопея «Красное колесо» снабжен подзаголовком «Повествование в отмеренных узлах»).

Самые известные герои солженицынских книг представляют собой образец нравственности и внутренней чистоты. Они воплощают служение непреходящем идеалам в противовес мнимым сиюминутным представлениям о ценностях. Таков Иван Денисович Шухов («Один день Ивана Денисовича»), такова Матрена Васильевна Григорьева («Матренин двор»).

Произведения Солженицына совершенно не похожи на учебник истории, но зато похожи на учебник жизни или даже на школу выживания. Они учат читателя твердости, стойкости, умению преодолевать любые жизненные трудности – от проблем со здоровьем до исторических катаклизмов – и сохранять при этом человеческое достоинство. Огромный жизненный опыт автора, его авторитет во всем мире, оглушительный успех (международная слава и Нобелевская премия) вопреки всем испытаниям – для всех нас образец несгибаемой воли к жизни.

1970_10_08-035-02_1.jpg

Александр Солженицын – лауреат Нобелевской премии по литературе

Высоким нравственным зарядом произведений Солженицына объясняется их широкое присутствие в школьной программе. Старшеклассники изучают «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» и частично «Архипелаг ГУЛАГ». Неизменный интерес автора к вечным вопросам делает эти тексты удобным источником аргументации при написании выпускниками итогового сочинения, а также сочинения ЕГЭ по русскому языку. В помощь школьникам, а также для широкой аудитории Институт Пушкина подготовил к столетию писателя Массовый открытый онлайн-курс «Жизнь и творчество А.И. Солженицына». В подготовке и записи приняла участие Наталия Солженицына. В качестве лекторов выступили ведущие отечественные и зарубежные литературоведы: Павел Спиваковский, Олег Лекманов, Жорж Нива, Ольга Седакова и др.

В прошлом году отмечалось столетие Октябрьской революции, в этом – исполняется сто лет со дня рождения Солженицына. Перефразируя заглавие рассказа о волевом человеке, не сломленном тяжелыми обстоятельствами и сохранившем внутреннюю свободу в условиях зоны, можно сказать, что сто лет постмонархической России стали в русской литературе одним веком Александра Исаевича, подарившего нам уникальное художественное осмысление новейшей отечественной истории и сделавшего нас чуть более свободными в восприятии действительности (полярные оценки общественностью самого Солженицына – лучшее тому подтверждение).​

Александр Пашков