В Институте Пушкина обсудят проблемы нарушения навыков письма и чтения у современных детей

15 мая в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина состоится VIII международная конференция Российской ассоциации дислексии. Тема конференции в этом году – «Чтение в цифровую эпоху».

Нарушения навыков письма и чтения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом – дислексия и дисграфия – относятся к речевым нарушениям. Чтение, письмо и письменная речь в целом являются базой для всего школьного обучения. Неумение излагать свои мысли устно и письменно снижает успеваемость, препятствует усвоению образовательной программы и в итоге формирует стойкую негативную реакцию на обучение в школе.

«Несмотря на более чем столетний период исследований, нарушения письменной речи пока не могут быть отнесены к изученным проблемам, – считает президент Российской ассоциации дислексии и ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая. – В научных публикациях нет однозначных, непротиворечивых ответов на вопросы о причинах возникновения дислексии и дисграфии, зависимости формирования навыков письма и чтения от состояния других психических функций, типологии специфических ошибок и их динамике. Педагогическая практика фиксирует потребность в дальнейшей разработке диагностического и коррекционного инструментария».

Специалисты сходятся во мнении, что количество детей, страдающих нарушениями навыков письма и чтения, растет. «Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ 25-30% детей при достаточном уровне интеллектуального и сенсорного развития имеют нарушения одного из сложнейших видов речевой деятельности, а именно чтения. Более 37%учащихся начальных классов переходят в среднюю школу с остаточными проявлениями дисграфии, что говорит о трудности ее преодоления», – приводит данные исследований доцент МПГУ Анастасия Лагутина.

Повышенное внимание к внешней правильности речи дошкольников и сокращение объема дошкольной логопедической помощи привело к тому, что акцент в коррекционной работе делается на ликвидации дефектов звукопроизношения, при этом недостаточно внимания уделяется формированию функционального базиса чтения и письма. В школах слабо учитывается необходимость специального логопедического сопровождения процесса становления чтения и письма не только в начальной школе, но и далее на этапах средней и старшей школы.

«В системе образования в нашей стране за последнее десятилетие произошли существенные изменения, которые затронули и организацию, и содержание обучения детей, нуждающихся в особом подходе», – говорит доцент МПГУ Ольга Величенкова. Инклюзивное обучение еще находится на стадии становления: не всегда имеется кадровая и материальная база для его организации, есть противоречия между нормативными документами и реальной образовательной ситуацией.

«Цифровая коммуникация навсегда изменила систему отношений, в том числе и в образовании, – считает Маргарита Русецкая. – Традиционная дидактика (как наука о том, как всех учить всему) больше не может быть эффективной. Классические психолого-педагогические теории и концепции формирования речи у ребенка построены на данных изучения детей, которым сегодня примерно 60–70 лет, и потому они зачастую просто невалидны применительно к современным детям. Возможно поэтому, по данным психологов, чуть ли не каждый ребенок сегодня имеет отклонения в развитии. Для дидактики нового цифрового обучения и воспитания нужно прописать новые принципы, методы, приемы».

Развитие цифровых технологий дает логопедам новые возможности. «Широко обсуждается возможность использования дистанционного обучения, текстового редактора, автозамены и автопоиска ошибок на письме, обмена письменными сообщениями с логопедом в социальных сетях или использования компьютерных программ – тренингов чтения и письма – для коррекции дислексии, дисграфии, – отмечает Анастасия Лагутина. – У детей с дислексией снижены способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, что формирует негативное отношение к учебе. Развитие и доступность цифровых технологий значительно облегчает процесс получения необходимой информации из альтернативных чтению источников, например, аудиокниг, видеофильмов или обучающих программ».

На конференции в Институте Пушкина специалисты обсудят новейшие междисциплинарные исследования, методики диагностики и коррекции дисграфии и дислексии, педагогические практики в инклюзивном и дифференцированном обучении, проблемы социокультурной интеграции детей с нарушениями письма и чтения, обучение грамоте детей в соответствии с современным образовательным стандартом.

Участниками конференции станут около 200 специалистов по дислексии и дисграфии из Городского методического центра Департамента образования города Москвы, Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия, СПбГПМУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ, МГПУ, РГПУ им. А.И. Герцена, школ Москвы и других образовательных организаций.

Начало конференции: 15 мая, 11:00 (актовый зал)

Программа

Аккредитация СМИ: pr@pushkin.institute

Российская ассоциация дислексии (РАД) основана в 2004 году. Это некоммерческая общественная организация, объединяющая ведущих отечественных специалистов, логопедов-практиков, психологов, учителей, родителей. РАД является платформой для трансляции передовых научных идей в области изучения нарушений письма и чтения, внедрения инновационных логопедических методик в практику дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Непосредственное участие в организации РАД принимали Евгений Оганесян, Галина Чиркина, Маргарита Русецкая, Наталья Свободина, Ольга Иншакова, Александр Корнев, Раиса Лалаева. Сегодня в составе Ассоциации более 550 участников: научных сотрудников, логопедов, психологов, учителей русского языка, студентов, воспитателей, врачей, дефектологов, руководителей учреждений.