Московские школьники в проекте «Московский экскурсовод»

Московские школьники завершили обучение в рамках проекта «Московский экскурсовод». Последнее занятие состоялось 6 апреля 2018 года.

В реализации проекта участвовало 24 школы, 7 колледжей, 11 музейных площадок, Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина и другие организации.

Для участников программы проводилась практика под руководством профессиональных гидов-экскурсоводов по разработанным самими школьниками маршрутам на русском или иностранных языках в зависимости от того, какой язык участия в программе выбран. По итогам обучения юные москвичи узнали, как разрабатывать экскурсионные маршруты, использовать новейшие технологии в сфере туризма, познакомились с техниками ведения экскурсии. Особое внимание было уделено навыкам оказания первой помощи, которым ребят обучали сотрудники Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Специально для проекта «Московский экскурсовод» сотрудниками Института Пушкина ​была разработана дополнительная программа «Речевой этикет и культура речевого общения», которая проводилась в двух форматах: очном и дистанционном, с использованием ресурсов портала «Образование на русском».

С сентября 2017 по апрель 2018 года 638 учеников 8-10 классов 24 московских школ прошли обучение в стенах Института Пушкина. На практических занятиях подростки познакомились с особенностями речевого этикета, изучили этикетную роль интонации, невербальные средства общения: жесты, мимику, телодвижения и т.д. Детям рассказали о техниках ухода от конфликтов, примирения. «Экскурсовод, который работает с иностранцами и российскими гражданами, должен быть образцом не только культурных знаний, но и речи. Так, чтобы с ним было приятно говорить, и он транслировал красивую и правильную речь в массы», – отмечает заведующая кафедрой современных образовательных технологий Института Пушкина Наталия Баранникова.

Десятиклассница Виктория Максимова узнала о проекте «Московский экскурсовод» от своей преподавательницы: «С удовольствием приняла участие и хочу продолжить обучение в следующем году. Я благодарна Институту Пушкина за предоставленную возможность улучшить свою речь. Хочу заниматься журналистикой, писать статьи и, как любитель, подрабатывать экскурсоводом».

В рамках проекта школьники посетили московские музеи, среди которых дом-музей А.П. Чехова, Государственный музей А.С. Пушкина, музеи Московского Кремля. В конце обучения ребята должны были ыбрать музей для стажировки и провести там самостоятельную экскурсию, рассказывает десятиклассник Тимофей Соболев: «Я выбрал этот проект, потому что хотел попробовать для себя что-то новое. Мы ездили в разные музеи, где нам проводили экскурсии, рассказывали об экспозиции и экспонатах. Я выбрал экскурсии в Музее Победы на Поклонной горе, так как с детства увлекался историей Второй мировой войны. Выбрал тему военной техники Японии. Когда мы ходили по экспозиции, узнал очень много фактов, которые не написаны в учебниках, за что большое спасибо экскурсоводам. В детстве я увлекался актерским мастерством, поэтому культура речи, ораторское мастерство по природе всегда были мне близки. Я планирую становиться оператором и одновременно фотографом. И для меня этот проект – ​ ступень на пути к моей мечте».

Проект «Московский экскурсовод» создан по инициативе депутата Государственной думы Ирины Белых при поддержке Городского методического центра Москвы.