Творческое чтение в современном художественном образовании

В Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования с 27 февраля по 1 марта прошла Международная научно-практическая конференция «Творческое чтение в современном художественном образовании».

К проблемам изучения природы творчества неоднократно обращался выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский(например, в работе «Воображение и творчество в детском возрасте»). По его мнению, творчество имеет место там, где человек воображает, комбинирует, видоизменяет и создает что-либо новое в своем сознании. В процессе творчества происходит мобилизация ассоциативных связей, воображения, памяти, изнутри формируется духовный мир личности.

Н.А. Бердяев, один из крупнейших русских философов, первичным в творчестве считал не создание культурных ценностей, а подъем всего человеческого существа, направленного на преображение мира (в 1916 году вышла его книга «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»).

Идеи психолога и философа нашли свой отклик в трудах педагогов того времени: в 1925 году увидела свет книга «Творческое чтение», написанная профессором С.И. Абакумовым, языковедом и педагогом, разработавшим оригинальную теорию и методику чтения.

«Мне близки педагогические установки того времени: «не объяснять, а дать учащимся средства самостоятельно выявить свои впечатления от чтения и тем прояснить и углубить их», - поделилась профессор Института Пушкина Наталья Кулибина, начальник методического отдела Управления инновационной деятельности и непрерывного образования, по приглашению организаторов выступившая на пленарном заседании конференции.

Её доклад на тему «Информационно-коммуникационные технологии в обучении чтению художественной литературы (по материалам инновационного проекта «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой»)» вызвал оживлённую дискуссию, коллеги задавали вопросы как по методике работы с художественным текстом (включая отбор текстов и критерии адекватности понимания), так и по созданию электронных ресурсов по чтению художественной литературы.