Вебинар о чтении в современных условиях

19 апреля 2017 года заведующая лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина Мария Лебедева провела вебинар «Использование онлайн-ресурсов в обучению чтению», который является продолжением серии лекций для преподавателей-русистов, посвященных использованию инновационных средств в преподавании РКИ.


К вебинару подключилось более 40 слушателей из Австрии, Армении, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Вьетнама, Германии, Греции, Киргизии, Польши, России, Тайланда, Украины и других стран.

В первой части вебинара Мария Лебедева подробно рассказала о чтении, о том, как оно меняется в настоящее время. Особое внимание было уделено понятию текст. Большинство из современных текстов – мультимодальны, то есть синтезируют в себе не только вербальную информацию, но и визуальную (видео, изображения), звуковую, а также различные средства выражения эмоций (эмодзи, иконки). Такие тексты составляют единый сюжет, некое смысловое целое, которое позволяет погрузиться в особую атмосферу.

По словам лектора, в настоящее время изменился и тип чтения, появились такие понятия, как «скроллинг» (чтение по диагонали) и «скримминг» (просмотровое чтение). Мария Лебедева отметила, что современный читатель не столько погружается в текст, анализируя его, сколько пролистывает информационную ленту, «скользя» по тексту, находя необходимое по заголовкам, ключевым словам. В связи с этим у читателей наиболее развитым является поисковый вариант чтения.

Во второй части вебинара Мария Лебедева поставила вопрос о том, как и чему учить современных студентов, которые привыкли к подобному типу чтения. По мнению лектора, в первую очередь, необходимо научить студентов анализировать текст, погружать в него, видеть изобразительно-выразительные средства и выявлять их роль. Для этого можно использовать мультимодальные тексты.

Лектор рассказала о нескольких ресурсах, которые могут быть интересны и полезны при обучении чтению. Так, в project1917.ru размещаются дневниковые записи, воспоминания известных людей (например, И. Бунина, А. Замараева и др.), преобразованные в посты в Facebook и т.д. Это хороший пример того, как можно передать серьезное содержание в мультимодальном тексте. Проект «Арзамас» в мобильном приложении совместил поэзию и эмодзи. Обучающимся можно предложить заполнить пропуски в стихотворениях не словами, а эмодзи. В интернете есть множество сервисов, генераторов сообщений, которые превращают обычный текст в переписку, то есть в более привлекательную и привычную форму для современных студентов. Еще один пример мультимодального текста – электронное письмо, в которое можно вложить и видео, и изображения, и ссылки на сайты.

Мария Лебедева выделила три этапа работы с мультимодальными текстами: предтекстовый, притекстовый и послетекстовый.

На первом этапе важным является мотивация чтения, актуализация фоновых знаний студентов, уточнение контекста (указание на жанр, стиль, сферу функционирования текста) и снятие лексических и грамматических трудностей. Здесь будет интересна работа с облаком слов (worditout.com), с заголовками, ключевыми словами, изображениями и т.д.

Притекстовые задания направлены на удержание фокуса внимания на цели чтения, анализ структуры текста и содержания, снятие лексических трудностей, а также на самоанализ стратегий чтения. В этом отношении полезными являются mindmaps, xMind, которые позволяют наглядно структурировать материал. Мария Лебедева рекомендовала также ресурсы scribble.com, GoogleDocs, в которых можно аннотировать, комментировать, выделять разным цветом текст, делать пометки, причем коллективно, что создает условия для интернет-общения.

Проверку понимания смысла, самоанализ стратегий чтения, анализ структуры текста и его содержания, развитие речи обеспечивают послетекстовые задания. Преподаватель может предложить ответить на вопросы, дать задание нарисовать к тексту комиксы, иллюстрации, описать персонажей, пересказать текст и т.д. Ресурс RealTimeBoard позволяет создавать интерактивные доски, на которых можно кратко и структурировано представить анализ материала, используя технику «Три на три».

В завершении лекции Мария Лебедева сообщила о том, что в настоящее время разрабатывается онлайн-курс повышения квалификации преподавателей РКИ с использованием инновационных средств в обучении разным видам речи, в котором слушатели получат возможность узнать более подробную информацию о данных приложениях и ресурсах, научатся применять их на практике.

Следующий вебинар для преподавателей-русистов состоится 26 апреля. Подключиться к нему можно, пройдя по ссылке.