Институт Пушкина на Лихачевских чтениях

2 марта 2017 года в Пушкинском лицее № 1500, основанном в 1999 году в Москве по инициативе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, состоялись традиционные «Лихачевские чтения» для старшеклассников.

Чтения открылись просмотром видеоролика, в котором были собраны интервью Д. С. Лихачева разным телеканалам. В интервью журналисту Урмасу Отту в 1990 году, размышляя о ценностях и культуре, академик Лихачев говорил: «Бедность языка – бедность духовной жизни людей»; «Спасибо Вам за любезность» – ведь этого нет сейчас, и вместе с этим нет и любезности»; «Для того, чтобы поддержать свой язык, я все время должен за ним следить»; «Много слов в нашей жизни исчезли потому, что исчезли их основы»; «XXI век должен быть веком гуманитарной культуры, либо мы все пропадем».

«Лихаческие чтения» 2017 года продолжают цикл традиционных творческих мероприятий, главными участниками которых являются лицеисты, рассказала ответственная за организацию образовательного процесса Пушкинского лицея Е. Г. Безрукова. В этом году проблематика чтений определена следующим образом: «Жизнь – это время». Данная проблема была рассмотрена на пяти секциях: «Риторика», «Филология», «История и обществознание», «Иностранные языки» и «Физика».

Особенность чтений заключается в том, что они идут в режиме свободной дискуссии на заданную тему. Учащиеся представляют доклады, творческие работы, литературные опыты, а слушатели вступают с ними в диалог-дискуссию. Формирование дискуссионной стратегии на секциях – задача специально приглашенных экспертов, среди которых педагоги школ, вузов и выпускники Лицея. В этом году роль экспертов выполняли кандидат юридических наук Михаил Москвин-Тарханов (секция «История и обществознание»), а также сотрудники Института Пушкина профессор Владимир Аннушкин (секция «Риторика»), литературовед Эльмира Афанасьева (секция «Филология»).

В диалоге с участниками «Лихачевских чтений» Владимир Аннушкин рассказал об опыте работы в архиве ИРЛИ РАН («Пушкинский Дом») в тот период, когда его возглавлял Д. С. Лихачев, и продемонстрировал возможности риторики, читая публике стихотворения Петрарки, Ломоносова, Пушкина. Профессор Аннушкин рассказал школьникам о том, что Н. Ф. Кошанский был первым учителем словесности юного Александра Пушкина и автором учебников «Общая риторика» и «Частная риторика», выдержавших несколько прижизненных переизданий. В конце своего выступления Владимир Аннушкин подарил педагогам лицея написанную им книгу «О преимуществах российского слова. Речь Н. Ф. Кошанского 19 октября 1811 года».

В своем выступлении литературовед Эльмира Афанасьева подчеркнула роль, которую сыграл в творческой судьбе Пушкина еще один учитель словесности – А. И. Галич, образ которого встречается в стихотворении «Пирующие студенты».

«Темы, которые затрагивали лицеисты – время и деньги, время и вечность, время и нравы, время биографическое и мифологическое, отношение ко времени в разных странах и культурах, время в теории вероятности и др. Скорее всего, в этих темах не подводятся итоги размышлений, а ставятся вопросы, на которые каждому еще предстоит искать ответы», - считает Эльмира Афанасьева.