Россия – на первом месте по возможностям обучения иностранцев русскому языку

28 октября 2014 года состоялось очередное заседание Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации под председательством вице-премьера Ольги Голодец.

В заседании приняли участие министр образования и науки Дмитрий Ливанов, заместитель министра Вениамин Каганов, первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов, заместитель руководителя Россотрудничества Лариса Ефремова, президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, председатель Комитета Государственной Думы по образованию, председатель правления Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, ректоры ведущих российских вузов: Виктор Садовничий, Николай Кропачев, Владимир Филиппов, Маргарита Русецкая и другие члены Совета.

Открывая заседание, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец отметила важность  государственной поддержки русского языка, что является основной функций Совета. За полгода его работы удалось достичь реальных результатов, среди них – запуск в пилотном режиме портала «Образование на русском», открытие ресурса «Русская школа без границ» при МГУ имени М.В. Ломоносова для дистанционного повышения квалификации преподавателей русского языка. Большое внимание было уделено работе с молодежью: этим летом прошел Форум иностранных выпускников российских вузов, а также XI олимпиада школьников стран СНГ. В следующем году планируется наградить победителей школьных олимпиад по русскому языку путевкой в международный детский центр «Артек», который в 2015 году будет отмечать свое 90-летие.

В настоящее время русский язык занимает шестое место в мире по распространенности. На нем разговаривают 260 миллионов человек, изучают за  рубежом – около 10,5 миллионов человек, «однако запрос на него гораздо больше», – подчеркнула Ольга Юрьевна. Приносит свои результаты и Программа продвижения русского языка и образования на русском языке, инициированная Советом. Так, согласно рейтингу стран мира HSBC, Россия вышла на первое место по возможности обучения взрослого населения иностранцев местному (то есть русскому) языку.

О возможностях средств массовой информации по распространению русского языка рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. В частности, по его мнению, для этого стоит задействовать крупные российские информационные агентства. Алексей Волин также отметил роль СМИ в поддержании уровня владения русским языком как в России, так и за рубежом.

Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов развил тему средств массовой информации применительно к событиям в социальной и образовательной сфере, а также обратил внимание членов Совета на развитие детских и юношеских СМИ. По мнению Вениамина Шаевича, это перспективное направление: «Участие детских и юношеских СМИ делает любое мероприятие более ярким и интересным, а работа юных журналистов всегда профессиональна». Он также рассказал о продвижении русского языка на Московском Международном салоне образования, который прошел в сентябре. Более 20 российских вузов приняли участие в создании широкомасштабной экспозиции разработок в этой сфере, причем многие университеты презентовали свои собственные программы. В целом в течение года при поддержке Минобрнауки России было проведено около 40 мероприятий, программа которых обязательным пунктом включает тему продвижения и развития русского языка.

Разные страны по-разному продвигают свои национальные языки, но русский язык, прежде всего, ассоциируется с великой литературой – об этом на Совете говорил Дмитрий Бак, директор Государственного Литературного музея. По его мнению, наиболее эффективным было бы продвижение русского языка на основе литературного материала – например, в формате цикла лекций или передач на одном федеральных каналов.

Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы считает, что больше внимания нужно обращать на качество русской речи: «Она должна быть яркой и выразительной, как сам русский язык». Продолжая разговор об образовании, Ольга Голодец обратила внимание на вопросы обучения русскому языку в школе: «Культура русского языка – это не только правописание, но и богатство словарного запаса. Важно знать, каким словарным запасом обладают дети в результате изучения школьной программы». По мнению вице-премьера, в настоящее время актуальной является задача проработки трехуровневого плана преподавания русского языка в средней школе: базового, необходимого для поступления в вуз, и профильного.

Подводя итог, Ольга Голодец подчеркнула необходимость работы со средствами массовой информации по продвижению и популяризации русского языка, а также озвучила основные цели и задачи по реализации рассмотренных предложений. Следующее заседание Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации состоится в декабре.