Вебинар по проведению диагностики педагогов по русскому языку

news img

13 мая 2016 года в Институте Пушкина состоялось рабочее совещание (в форме вебинара), посвященное проведению диагностики компетенций школьных учителей по русскому языку. Данная диагностика является первым этапом проекта Министерства образования и науки РФ «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка» и учителям будет предложено выполнить набор индивидуальных заданий на портале «Образование на русском» (www.pushkininstitute.ru) при информационно-методической поддержке Института Пушкина. Портал «Образование на русском» выбран неслучайно – на нем представлен богатейший выбор обучающих ресурсов: школа русского языка (в том числе для уровня носителей языка); программы повышения квалификации преподавателей; записи вебинаров по вопросам методик преподавания; лекции по филологии, лингвистике, литературоведению; лингвострановедческий словарь «Россия», погружающий в русский культурный контекст. Все эти материалы учителя могут использовать при подготовке к диагностике.

Вебинар был организован для подробного информирования о сроках и условиях, а также определения степени готовности регионов к проведению диагностики. Участниками совещания стали представители региональных органов управления образованием, руководители образовательных организаций. С информацией о проекте выступили: заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Павел Сергоманов, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов, проректор по инновационной деятельности и дистанционным формам обучения Марина Яскевич, декан факультета дополнительного образования Института Пушкина Елена Павличева, проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Светлана Лесникова.

Диагностика организована в два этапа: в мае (с 16 по 30 мая 2016 года) – для учителей начальной школы и в июне (с 15 по 30 июня 2016 года) – для учителей русского языка и литературы. В тестировании примут участие более 32 тысяч учителей из шести регионов России: Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Чеченской Республики, Республики Тыва. По его итогам для учителей будут даны рекомендации по формированию индивидуального плана развития, а в случае необходимости – повышение квалификации. Проведение повышения квалификации возложено на образовательные организации восьми российских регионов: Воронежской, Иркутской, Псковской, Ростовской, Тамбовской областей, Краснодарского, Ставропольского краев и города Санкт-Петербурга. 

Система диагностики построена таким образом, что позволяет оценить готовность педагогов к преподаванию русского языка в полиэтнических, многоязычных классах.«Преимущества такого вида диагностики – прозрачность и объективность, а ее результаты должны стать базой для формирования планов индивидуального развития и программ повышения квалификации учителей. – сказал Павел Сергоманов. – По итогам этого проекта позитивный опыт регионов будет использован для формирования национальной системы учительского роста».

После завершения проекта планируется повторная диагностика для определения эффективности обучения и на этой основе разработать на следующие несколько лет программы, которые помогут учителям повысить свои компетенции в сфере русского языка и литературы. Контроль за реализацией проекта возложен на Рособрнадзор, который должен провести мониторинг взаимосвязи уровня компетенций учителей и качества подготовки и результатов детей.

«Планируется большой объем программ повышения квалификации: выезд образовательных команд на территории регионов Северного Кавказа и Республики Тывы, дистанционные курсы, размещение в открытом доступе методических материалов. Учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы будут проходить тесты, не отличающиеся по уровню, глубине и требованиям», - сообщил Евгений Малеванов.

Марина Яскевич рассказала об особенностях прохождения тестирования: «Каждому учителю, который будет проходить диагностику, необходимо зарегистрироваться на портале «Образование на русском» pushkininstitute.ru в качестве преподавателя. Идентификатором в процессе прохождения диагностики является персональная электронная почта». 

Диагностика состоит из двух модулей: лексико-грамматического и методического. Помимо сервиса диагностики портал «Образование на русском» pushkininstitute.ru, созданный в рамках Программы продвижения русского языка и образования на русском под эгидой Совета по русскому языку при Правительстве России, содержит богатейшую коллекцию современных электронных и мультимедийных ресурсов по русскому языку, которая может использоваться учителями при работе в многоязычной среде. Кроме того, образовательные ресурсы портала полезны для подготовки к диагностике: для всех учителей доступны онлайн-лекции по лингвистике, электронная школа русского языка (для носителей языка - уровень С), экспресс-тестирование и многое другое. Также на портале в еженедельном режиме проводятся вебинары с участием авторитетных экспертов в области русского языка. 

По всем возникающим вопросам преподаватели могут обращаться за консультацией к специалистам Института Пушкина, отправив интересующий их вопрос на электронный адрес: pk@pushkin.institute.