МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

Высшее образование в Институте Пушкина — это гарантия интересной работы и успешной карьеры. У нас готовят высококвалифицированных специалистов, востребованных в различных сферах деятельности во всех уголках планеты. Наши выпускники учат русскому языку весь мир.

Заочное обучение в магистратуре с использованием дистанционных образовательных технологий — это хорошая возможность получить качественное высшее образование, не меняя привычный образ жизни. В процессе обучения в магистратуре вы прослушаете лекции ведущих преподавателей Института Пушкина, примете участие в вебинарах и обсуждениях, выполните практические задания, пройдете три практики (в том числе и педагогическую), будете вести научно-исследовательскую деятельность и защитите выпускную квалификационную работу.

В наши дни русский язык активно внедряется в поликультурное пространство: в определенной социальной среде сосуществуют представители разных культур и языков, русский же язык является связующим звеном, своего рода регулятором культурно-языковых контактов в нашей стране.

В зарубежных странах с помощью русского языка обучающиеся приобщаются к богатой истории и культуре России. Понимание национально-культурных особенностей обучающихся разных регионов России и зарубежных стран становится одним из решающих факторов успешного обучения русскому языку.

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

Программа «Русский язык в поликультурной среде» предназначена для желающих освоить методику обучения русскому языку как иностранному, русскому языку как неродному (в том числе для детей мигрантов), русскому языку как второму родному для детей соотечественников, проживающих за рубежом (русский язык для билингвов).

Полученные теоретические знания, сформированные практические навыки и умения позволят в дальнейшем работать как в офлайн-, так и в онлайн-формате.

Срок обучения — 2 года 6 месяцев

Общий объем — 4356 академических часов

(сентябрь 2022-2023 уч.г. — декабрь 2024-2025 уч.г.)

Обучение проходит без отрыва от основной деятельности.

Цель обучения — овладение лингводидактическими знаниями и профессиональными компетенциями, необходимыми для преподавания русского языка как иностранного, русского языка как неродного, русского языка как второго родного для детей соотечественников, проживающих за рубежом, с учетом специфики преподавания в поликультурной среде.

Особенности программы

В программе «Русский язык в поликультурной среде» классические базовые положения методики обучения РКИ сочетаются с лингводидактическими инновациями последних лет и современными образовательными технологиями обучения языку в цифровой среде. Обучение предполагает приобщение к многоязычной и поликультурной среде Института Пушкина, регулярное общение и взаимодействие с преподавателями института, освоение разработанных в вузе методик, знакомство с опытом преподавания русского языка, ориентацию на современные образовательные технологии.

Возможности обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, а также продуманная компактная структура программы, включающая лекции, интерактивные занятия, открытые задания и онлайн-мероприятия (вебинары), реализуемые с педагогической поддержкой, позволят обучающемуся построить индивидуальную, максимально удобную для него траекторию обучения и успешно освоить необходимый материал в установленные сроки.

Авторы программы — ведущие специалисты Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина в области преподавания русского языка как иностранного, как неродного и как второго родного для детей соотечественников, проживающих за рубежом, авторы учебников и учебных пособий, онлайн-курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей РКИ, разработчики электронных образовательных ресурсов по РКИ, размещенных на портале «Образование на русском».

Необходимый уровень подготовки слушателей

На обучение принимаются российские и иностранные граждане, имеющие высшее образование по направлению «Педагогическое образование», «Филология», «Лингвистика».

Особенности организации учебного процесса

Программа магистратуры «Русский язык в поликультурной среде» реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий, онлайн-сервисов информационно-образовательной среды института. Самостоятельная работа студента проходит на базе портала «Образование на русском» Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.

Все изучаемые дисциплины обеспечены электронными образовательными ресурсами, включающими лекции, презентации, основную и дополнительную литературу, тесты для автоматизированной проверки знаний, другие электронные (в том числе видео-) учебные и учебно-методические материалы. Обучающихся подключают к электронно-библиотечной системе IPR SMART и к Образовательной платформе Юрайт.

Контактные занятия с преподавателями (лекции и практические занятия) проходят с использованием систем видео-конференц-связи в соответствии с графиком учебного процесса. Занятия проводятся вечером в 17.00 по московскому времени, 2-4 раза в неделю в будние дни.

Из 4356 часов на самостоятельную работу обучающегося отведено 3616 часов. Самостоятельная работа осуществляется обучающимися в системе дистанционного обучения информационно-образовательной среды института при организационной поддержке и под контролем онлайн-куратора курса.

Промежуточная аттестация осуществляется с использованием онлайн-технологий с применением процедур идентификации личности и с соблюдением условий проведения аттестационных мероприятий в соответствии с разработанными в институте регламентами.

Программа включает обязательные дисциплины для изучения, которые подразделяются на такие блоки, как научно-исследовательский модуль, научный семинар и педагогический модуль. При выборе дисциплин для изучения составителями программы учитывались направления лингводидактических исследований: лингвометодическое, коммуникативное, культуроведческое, цифровое. Поэтому среди дисциплин есть такие, как: Языковая интерференция: теория и практика, Аспектное изучение русского языка в иностранной аудитории, Психолингвистика, Лингвокультурология и обучение русскому языку, Информационные технологии в преподавании русского языка как иностранного и многие другие. Есть дисциплины по выбору, которые предлагаются обучающимся на втором курсе.

Основными дисциплинами являются Теория методики обучения русскому языку как иностранному, Практическая методика обучения русскому языку как иностранному, Русский язык как неродной и методика его преподавания, Билингвизм в лингводидактическом аспекте. На их изучение отводится в общем 684 часа.

Ведение научно-исследовательской работы и прохождение 3 практик (ознакомительная, педагогическая, преддипломная) — обязательное требование для каждого обучающегося. Программы практик нацелены на получение первичных профессиональных умений и навыков в преподавании русского языка представителям разных языков и культур, развитие опыта профессиональной деятельности. Педагогическая практика проходит на подготовительном факультете Института Пушкина в онлайн-формате.

Итоговая аттестация

Обучение завершается сдачей государственного экзамена и защитой выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа готовится магистрантом под руководством научного руководителя.

Мероприятия итоговой аттестации осуществляются с использованием онлайн-технологий с применением процедур идентификации личности и с соблюдением условий проведения итоговых аттестационных мероприятий в соответствии с разработанными в институте регламентами.

Документы и квалификация

По результатам обучения выпускникам присваивается степень магистра филологии и выдается диплом установленного образца.

Выпускники образовательной программы магистратуры «Русский язык в поликультурной среде» смогут реализовать себя как в России, так и в странах СНГ и дальнего зарубежья:

— в качестве преподавателей русского языка как иностранного, как неродного в вузах России, СНГ и дальнего зарубежья;

— в качестве преподавателей русского языка как иностранного, как неродного в центрах курсового языкового обучения (в том числе онлайн обучения) России, СНГ и дальнего зарубежья;

— в качестве учителей русского языка как неродного в школах России (наряду с русским языком как родным), СНГ и дальнего зарубежья;

— в качестве преподавателей русского языка как второго родного для детей соотечественников, проживающих за рубежом, в центрах курсового языкового обучения СНГ и дальнего зарубежья;

— в качестве сотрудников образовательных учреждений, средств информации, других организаций, связанных с межкультурной коммуникацией, изучением языков и культур.

Выпускники смогут решать комплексные задачи с использованием приобретенных лингвистических и педагогических знаний, анализировать и проектировать учебный процесс по русскому языку как иностранному и неродному в соответствии с современными тенденциями языкового образования; организовывать учебный процесс в соответствии с условиями совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в России и за рубежом, организовывать и проводить контроль и оценку результатов образования, выявлять и корректировать социокультурные трудности и проблемы в обучении русскому языку.

Получить подробную информацию о программе можно на официальном сайте Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина (http://pushkin.institute/education/vysshee-obrazovanie/magistratura.php), об условиях приема в магистратуру — в Приемной комиссии (http://pushkin.institute/abitur/magistr/).

Tags:

Opciones del curso